Сценарий праздника жаворонки в подготовительной группе. Сценарий народного весеннего праздника для старшей - подготовительной группы детского сада. Песня с инсценировкой «Три синицы»

1. Вы послушайте, ребята,

А теперь для наших птиц давайте позовём попутные ветры.

Дети выполняют упражнение «Ветер» , произнося слова, выполняют соответствующие движения.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Вытягивают вперед руки, машут ладонями.

Наклоны вправо, влево.

Приседают, руки вперед.

Встают на носки, поднимая руки.

Солнышко:

А теперь пришло время проверить ваше внимание. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу. Играют родители и дети.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны .

Прилетели птицы:

Голуби, куницы .

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары , кукушки.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Совы и ватрушки.

Солнышко:

Молодцы, знаете названия птиц. Тише, тише, птички. Настала ночь. Только «Совушка - сова» не спит, на охоту вылетает.

Проводится подвижная игра «Сова».

Дети ходят по кругу и поют. Сова сидит (спит) в середине круга.

В лесу темно.

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да как полетит!

Ребята разбегаются, а «Совушка-сова» их догоняет, кого поймала, тот становится совой. Играют родители и дети.

Солнышко:

«Сороки», с полным основанием, можно назвать детским праздником: ещё накануне женщины месят тесто, пекут сорок шариков и «жаворонки». Шарики по одному выбрасывают каждый день в окно. Крестьяне верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года.

Хозяйка: Иногда в «жаворонки» запекали кольцо или монету. Найдёшь кольцо - быть свадьбе. Монетку - на весь год богатым и счастливым будешь.

Солнышко:

«Жаворонки» раздавали детям, те бежали на улицу в народных ярких костюмах на возвышенное место и начинали, что есть мочи кричать, закликать жаворонков, а с ними и весну. Птичку детки съедали сами, а головку уносили маме.

Дети:

Жаворонки, прилетите,

Весну - красну принесите!

Принесите весну

На своем хвосту,

На сохе, на бороне,

На овсяном снопе!

«Танцевать становись». Дети танцуют парами, выполняя движения согласно текста.

Солнышко:

22 марта, когда день, становился по длине, равен ночи, в каждом доме лепили из теста птичек «жаворонков», пекли их. У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Дети ходили по селу, подбрасывали своих птичек вверх и кликали весну.

Ну, какой же праздник без «жаворонков»? Я приготовила соленое тесто, из него мы с вами изготовим эти весенние сувениры.

Совместное изготовление «жаворонков» из соленого теста (Коллективная работа).

Солнышко: Молодцы и ребята, и родители. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам пирожки - «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.

Солнышко раздает угощение, приговаривая:

Жаворонки прилетели,

На головку деткам сели.

Хоть птицы к нам возвращаются,

А до тепла еще далеко -

40 мучеников,

40 утренников,

40 заморозков.

Хозяйка и Солнышко прощаются. Звучит музыка. Праздник закончен.

  • Вперёд >

Детский праздник "жаворонки". кличем весну, а зиму прогоняем! - сценарии праздников - каталог статей - сайт детского сада "теремок"

Народная фантазия, переиначив церковное название праздника, дала этому дню более близкое, "птичье" имя - "Сороки". "В этот день, по воззрению крестьян, прилетает из теплых стран сорок птиц, и первая из них -жаворонок. "Бывает, - уверяют опытные старики-крестьяне, - что прилетают жаворонки и раньше, да только те непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, и тот настоящий, он не сдохнет" . Еще до 50-х годов нашего столетия Сороки повсеместно в русских деревнях были "детским праздником". Приведенное ниже описание свидетельствует о том, с каким радостным нетерпением ожидали дети прихода весны и с какой непосредственностью старались песнями-закличками ускорить прилет жаворонков."Еще накануне женщины месят из ржаной муки тесто и пекут "жаворонков" (в большинстве случаев, с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками), а утром, в день праздника, раздают детям. Кроме того, утром же одна из женщин делает на дворе сорок соломенных гнездышек и в каждое кладет по яичку из теста (это делается отчасти для того, чтобы куры не ходили по чужим дворам, а неслись дома, отчасти же - с целью потешить ребят). Когда жаворонки поспеют, дети берут их и громадной гурьбой, с криками и звонким детским смехом, несут куда-нибудь в сарай или под ригу - закликать жаворонков. Там они сажают своих птиц, всех вместе, на возвышенное место и, сбившись в кучу, начинают, что есть мочи кричать:"Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите:Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела!"В некоторых местах эта детская песня заменяется другой:"Уж вы, кулички-жаворонки, Солетайтеся, сокликайтеся. Весна-красна, на чем пришла? На сошечке, на бороночке, На лошадиной голове, На овсяном снопочку, На ржаном колосочку, На пшеничном зернышку-у-у". Эта песня поется несколько раз. Затем ребятишки разбирают своих жаворонков и с тою же песнею бегут по деревне. Так продолжается до самого обеда: деревня полна детских песен, детского крика, детского смеха. Набегавшись вволю, ребятишки опять собираются в одно место и начинают есть своих ржаных птиц. Едят обыкновенно всю птицу за исключением головы, которую малыши берегут каждый для своей матери. Кончается празднество тем, что ребятишки целуются между собой, поздравляют друг друга с весенним праздником и разбегаются по домам. А дома каждый мальчик отдает головку жаворонка матери, со словами: "На-ко, мама, тебе головку от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова,- так чтобы и лен головастый был". Так протекает этот прекрасный детский праздник.

Сценарий фольклорного праздника «сороки» - для воспитателей детских садов - мааам.ру

Цель:

пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

Зал разделен на две части: справа макет избы с завалинкой, слева – плетень и лавочка, посередине – импровизированная поляна. На сцене лист календаря с названием праздника, поговорки:

o Увидел скворца – весна у крыльца.

o Сколько проталинок – столько и жаворонков.

o На Сороки день с ночью меряются.

o Зима кончается – весна начинается.

o Сорок сороков птиц на Сороки прилетает.

Вдоль стены – листы народного календаря с названием за март месяц, которые оформляли дети.

ХОД ПРАЗДНИКА

Часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый весны богат праздниками. День встречи весны -“Сороки”или день весеннего равноденствия мы отмечаем 22 марта.

В этот день, по мнению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц, и первые из них – жаворонки.

Ведущий:1

Весна, весна красная

Приди, весна с радостью

С великой милостью

Со льном высоким

С корнем глубоким

обильным

С ливнем обильным.

Ведущий:1

Давайте золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «Зима весну пугает, да сама тает» - пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.

Игра «Золотые ворота».

(Все проходят цепочкой через ворота и говорят слова.)

Ходит матушка – весна

По полям, лесам одна.

Первый раз прощается

Другой раз запрещается,

А на третий раз пойдете

Сами в клетку попадете.

Ходит матушка-весна

Ищет детушек она.

Первый раз прощается

Другой раз запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас. (Дети садятся на стулья)

Ведущий:1

Вышли мы погулять, Весну красную встречать

Необычно это как то: где искать ее и как?

Сейчас я расскажу вам сказку «Как Весна Зиму поборола».

Жила – была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала:

Машенька. Когда весна придет и с гор снег скатится, а по лужкам разольется вода, напеку тогда я куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду встречать, в село кликать – звать.

Ведущий:1

Ждет весну теплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима – то и не уходит, все морозы кует. Наскучила она всем холодная, студеная, руки – ноги ознобила, холод – стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла в поле, села на пригорочек и зовет Солнце:

Машенька. Солнышко, солнышко, красное ведрышко,

Выгляни из – за горы, выгляни до вешней поры!

Ведущий:1 Выглянуло Солнце из – за горы, Маша и спрашивает:

Машенька. Видело ли ты, Солнышко, Весну-Красну?

Солнышко: Не встретила я Весну, а видела старую Зиму. Видела, как она лютая от Весны ушла, от красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. А Весна про то не знает. Иди, красная девица, ищи Весну. Зови ее в свои края.

Ведущий:1 Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Встретила она Землю-матушку.

Машенька.

Земля-матушка, ты Весну не встречала?

Земля-матушка:

Меня весна разбудила

К новой жизни пробудила

Вот уже снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает

И зовут друг друга журавли

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет,

Всё весны дыханием согрето

Всё вокруг и любит и поет.

Ведущий:1

А вот и первые весны вестники-птицы, давайте у них спросим.

Машенька.

Птицы, а вы Весну не видели?

Видели, видели

Это она нас с юга домой позвала.

Ведущий:1

Расскажите птицы, где вы бывали?

Что вы видали? Хорошо ли жили, с кем дружили?

Мы скучали по деревне

По скворечне, по деревьям

По соседу - воробью

Ведущий:1

А кто приносит Весну-красну на крыльях?

Дети: Жаворонки

Ведущий:1

Давайте попросим их помочь нам

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое!

Унесите от нас

Зиму холодную!

Нам холодная зима

Надоскучила,

Руки, ноги отморозила!

Жаворонок,

Жаворонок!

На тебе зиму,

А нам лето,

На тебе сани,

А нам телегу!

Жаворонок!

Жаворонок!

На тебе зиму,

А нам лето!

На тебе сани,

А нам телегу!

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Жаворонки,

Жаворонки,

Прилетите!

Красну вёсну

Принесите!

Зиму холодную

Жаворонки, прилетите!

Красну весну принесите!

Нам зима-то надоела,

Весь хлеб у нас поела

Нет ни хлеба ни картошки,

Самовар стоит на окошке,

Чай я выпил. Сахар съел,

Самовар на кол надел.

Ведущий:1

Стала тут и Маша Весну кликать - звать

Ой, Весна – Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую.

Ведущий:2

Давайте, ребята и мы поможем Маше кликать Весну Красну!

Приди к нам, весна,

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

Со рожью зернистою,

Со пшеничкой золотистою

Со овсом кучерявыим,

Со ячменем усатыим,

Со просом, со гречею,

С калиною-малиною,

С черной смородиною,

С грушами, со яблочками

Со всякой садовинкой,

С цветами лазоревыми,

С травушкой-муравушкой

Журчик, ключик, паучок.

Прилетел к нам куличок.

Виту-виту-виту-лай!

Принеси весну в наш край!

Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги.

ВЕСНА: Я – Весна красна!

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугу ращу цветочки.

Прогоняю с речек лёд,

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу,

Людям радость я несу!

Ведущий:2

Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?

ВЕСНА: Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном – тёмном – тёмная ночь живёт. В другом – светлом – ясный день.

Ведущий:2

Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?

ВЕСНА: Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.

Ведущий:2

Кто же тебе помогает, Весна-красна?

ВЕСНА: Помогает мне солнышко красное. Трудится оно без устали, согревает землю озябшую.

Ведущий:2

Весна красна долго мы тебя ждали: а теперь давайте петь, плясать и веселится!

Песни и пляски.

ВЕСНА: В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки.

Спереди у птички шильце,

Позади у птички вильце!

Сама птичка мала,

А за морем была. (ласточка)

Всех перелетных птиц черней,

В пашне ищет он червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица… (грач).

В лесу ночном горюет птица,

Она назвать себя боится.

– Ку-ку… Ку-ку…

Не спит опушка,

А птицу эту звать… (кукушка).

Мы построили вдвоем

Для гостей весенних дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай сюда… (скворец).

Ведущий:3

22 марта на Руси пекли из теста птичек «жаворонков», «куличков», «чувилек», мазали их сладким душистым мёдом. Дети ходили по селу, Печеных «жаворонков»

насаживали на шесты, на ветки или на вилы, подкидывали вверх своих птичек и пели заклички. Выбегали на высокое место закликать жаворонков, а с ними и весну. Потом развешивали жаворонков на деревья, чтобы угостить прилетевших птиц. Иногда в жаворонков запекали на счастье монетки, угольки.

Давайте послушаем эти заклички:

Приди, весна, приди, красна!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Жаворонок!

Жаворонок!

На тебе зиму,

А ним лето,

На тебе сани,

А нам телегу!

Жаворонки, жаворонки,

Катитесь колесом,

Ваши дети за лесом

Связаны поясом.

В разных местах заклички были разные. Были и такие слова:

«Весна красна,

На чем пришла? »

- «На жердочке,

На бороздочке,

НА овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке».

- «А мы весну ждали,

Клочки допрядали».

Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять замков.

«Кулик, кулик,

Замыкай зиму,

Замыкай зиму,

Отпирай весну,

Теплое лето! »

Ведущий:2

А сейчас приглашаю всех на общий хоровод с Весной-красной

Песня-хоровод «Ой, бежит ручьем вода»(общая)

Ой, бежит ручьём вода –

Нету снега, нету льда.

Ой, вода! Ой, вода!

Нет ни снега, нет ни льда!

Прилетели журавли

И соловушки-малы.

Журавли, журавли!

И соловушки-малы!

Мы весняночку поём,

Весну красную зовём!

Ой, поём! Ой, поём!

Весну красную зовём!

Ведущий:3

Мы встретились с Весною,

О ней мы все узнали

Хочу, чтоб о весне, прекрасной

Родным вы дома рассказали!

Ведущий:3 Как жаворонки высоко в небе летают, чтобы и хлеб в вашем доме был высоким, пышным и вкусным. Угощайтесь, пожалуйста, дорогие гостьюшки!

(раздача угощения)

«Православный праздник Сороки»

Наш музыкальный зал

"закликанье жаворонков" - сценарий к проводам зимы - сценарии - обучение и развитие - почемучка - сайт для детей и их родителей

1. Познакомить с праздником Сороки. Продолжать приобщать детей к

культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные игры.

2. Обобщить знания детей о птицах

3. Закрепить знания о классификации птиц: перелётные, зимующие, пролётные.

4. Воспитывать любовь к народному творчеству, природе, любовь к птицам, воспитывать желание помогать птицам.

Предварительная работа : Заучивание закличек, лепка жаворонков из теста, раскрашивание, знакомство с легендой о 40 мучениках.

Оборудование : Магнитный календарь с табличками дней недели и числами разложенных в беспорядке на столике, отрывной календарь, магнитофон с записью пения птиц, журчанием ручья, берёза настоящая на ветках прикреплены изображения птиц, индивидуальные листочки для задания, три обруча, запись музыкального произведения «Жаворонки», элементы народных костюмов.

Дети заходят в группу, здороваются

А теперь возьмите друг друга за руки, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам.

Пожелаем друг добра. Я желаю вам добра - подаю руку, дети кладут свои руки сверху, и все вместе произносим: мы желаем всем добра.

Ребятки, мне кажется, даже солнышко ярче светить стало.

А почему, как вы думаете, солнышко ярко светит?

Потому,что мы улыбнулись друг другу.(ответы детей)

А еще, почему ярко светит солнце?

Потому что наступила весна!(ответы детей)

Правильно, наступила весна! А по каким признакам вы почувствовали

приближение весны?

- (появились проталинки, сосульки, день длинный, а ночь короткая,

солнце ярко светит, снег стал рыхлый, чёрный),(ответы детей)

А какой месяц сейчас идёт?

Наступил март месяц. (ответы детей)

Да, ребята, в народе говорят: «Пришел март - капельник и зима заплакала».

Ребята, давайте подойдём к магнитному календарю и отметим, какое сегодня число, день недели. На нем мы уже поставили табличку с названием месяца, а день недели сегодня какой?

Сегодня понедельник.

Правильно, сегодня день недели - понедельник. А понедельник, какой по счету день?

Понедельник первый день недели.(напоминаю чтоб дети отвечали полными предложениями, хвалю за ответы).

Отметьте день недели на магнитном календаре (ребенок выбирает карточку с надписью дня недели, которые лежат на столе).

А какое сегодня число? На отрывном календаре мы видим листок где обозначена ещё пятница19 марта, а сегодня понедельник, значит,сколько листков календаря нужно оторвать?

Нужно оторвать 2 листочка: суббота, воскресенье.(отвечают дети)

Так какое сегодня число?

Отметьте на календаре нужное число (ребенок выбирает карточку с нужными цифрами, которые лежат на столе и размещает на магнитном календаре).

А теперь назовите сегодняшнюю дату.

Беру в руки отрывной календарь. А сегодня- то день необычный (говорю загадочным голосом), 22 марта народный праздник -«сороки». Найдите значок праздника на столе и поставьте обозначение праздника в окошечко на магнитном календаре.

А теперь, ребята, давайте сядем на лавочки и почитаем что же написано в календаре о сегодняшем празднике?(дети рассаживаются на скамеечки) Помните, я вам рассказывала легенду о 40 воинах? Так вот, с того давнего времени на Руси стали отмечать этот день, то есть 22 марта. Утром хозяйки из оставшейся ржаной и овсяной муки пекли 40 хлебных шариков, а затем выбрасывали каждый день по одному шарику на улицу, задабривая мороз, и говорили:

«Мороз - красный нос

Вот тебе хлеб и овёс.

А теперь убирайся по добру - поздорову.

В народе говорили. Что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт совсем, а прилетят 40 разных птиц и весну на крыльях принесут.

А ещё есть такая примета: если с 22 марта, то есть с сороков, каждый день заморозки, то лето будет тёплое. И чтобы приблизить наступление весны, тепла, люди придумали ещё один обряд - закликанье жаворонков. Девушки и дети ходили по улицам, и пели специальные песенки- заклички, водили хоровод, а в руках у них были маленькие булочки из теста, похожие на птицу.

Больше всего ждали маленькую птичку- жаворонка, так как его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться от зимнего сна.

А кто знает загадку о жаворонке?

Правильно, эта загадка о жаворонке. Посмотрите на него,(показываю картинку жаворонка) вот эта незаметная птица, которую так ждут.

Хотите, мы с вами пойдём жаворонков закликать, весну встречать? (одеваю на

мальчиков фуражки, на девочек платки, берём в руки по жаворонку. (мы лепили их из соленого теста и раскрасили) идём в уголок природы, поём выученные заклички.

1. Жаворонок, жаворонок, вот твой дитёнок,

Дай нам лета, нам зима надоела, всё у нас подъела.

1.идем, становимся в круг

2. Ой, кулики, жаворонушки,

Прилетите к нам у водонушки.

2.подняли жаворонков вверх.

Наклонились до пола.

3. Жаворонок, дуда, прилетай к нам сюда,

Нам зима - то надоела, всю соломку переела.

3.руки вперед, машем к себе

Кружимся вокруг себя.

А теперь поднимите высоко своих жаворонков, чтоб птицы увидели наших жаворонков и прилетели быстрее и весну на своих крыльях принесли.

Ой, ребята, слышите, птицы поют? (включается запись пения птиц).

Ребята, послушайте, как весело щебечут птицы, солнышко ярко светит,

появляются проталинки с островками подснежников, журчат ручейки, природа просыпается ото сна.

Теперь закройте глаза и послушайте звуки весны.(1-2 мин)

Понравилось вам, ребята, как поют птицы? Где же они щебечут?

Посмотрите на эту березу, вот они птицы. Посмотрите, сколько их

много прилетело на наши заклинки. А я знаю народную игру, которая так и называется «Птицы». Хотите я вас научу?

Объясняю правила игры: я буду говорить «Аи, да птица, что за птица?», а кто - то один из вас будет отвечать: «Аи, да птица, птица - снегирь». Кто правильно назовет птицу, тот и возьмет птицу в руки. Играем. Когда все птицы будут у детей в руках, предлагаю следующее задание.

Ребята, в руках у каждого из вас по птице. Посмотрите на них внимательно и

определите, какая у вас птица: зимующая, перелётная или пролётная.

А сейчас мы этих птиц поместим в домики. В этом домике будут жить

зимующие птицы, в этом - перелётные, а в этом - пролётные. Пока будет звучать

музыка, вы будете летать, как музыка прекратится, вы занимаете места в своих

домиках.(Играем.)

Молодцы, вы верно определили домики для птиц, а теперь давайте посадим их на дерево, а сами сядем за столы.

Сели ровно. У вас на столах лежат листочки, на одной стороне птицы, на другой - их

домики. Нужно поселить птицу в свой домик. А теперь приготовьте руки и сделаем

гимнастику для рук:

Дятел на суку сидит, Дятел дерево долбит, Лечит дятел старый дуб Добрый дятел дубу люб.

А теперь возьмите карандаш и от каждой птицы проведите стрелочку к ее домику.

А теперь посмотрите на этот мольберт, и проверте, правильно ли вы выполнили задание.(вызываю детей по очереди к мольберту)

Как называется эта птица? А где находится её домик?

Все правильно выполнили задание, молодцы!

Оставьте все на столах, подойдите ко мне.

Ну вот, ребята, птиц мы с вами закликали, по домикам расселили, а почему же весна к нам не идёт, тепла не несёт? Давайте ещё весну позовём:

(Пропеваем еще заклички)

Жаворонушки, прилетите,

Красну- весну принесите,

Принесите весну на своём хвосту.

На сохе, на бороне, на овсяном снопе.

Жаворонок, жаворонок, возьми себе зиму, а нам отдай весну.

Весна, весна красная, приди весна с радостью великою, Да с милостью богатою.

Входит весна с корзинкой

Здравствуйте, ребята, спасибо вам, что вы мне помогли, устала я бороться с

зимой. А вы пением закличек,мне помогли,услышала я вас и победила зиму, а вы знаете какой сегодня праздник?

Знаем, сороки.(ответы детей)

Правильно. И примета такая есть: если птицы прилетели, и весна придет- тепло принесет. А теперь давайте хоровод возле березы водить.

(Вокруг березки с птицами водим хоровод.)

Хоровод «Земелюшка - чернозём»

Весна: Ребята, я принесла вам жаворонков - символ света, солнца и весны. Угощает детей выпечкой и говорит: «Эти жаворонки непростые, а со значением, с денежкой – к богатству,с маком - к веселью, с зерном - для богатого урожая. А теперь, милости просим, к столу. У нас и чай готов.

"Я считаю, что сюжет фильма очень актуален

и сегодня, так как в какой-то степени

отражает события, которые происходят

в мире сейчас"

Режиссер Паоло Тавиани.

Фильм Гнездо жаворонка - экранизация романа Антонии Арслан, первый о геноциде армян после Арарата Атома Эгояна, съемки которого вызвали большое количество протестов со стороны Турции, финансировавшей данный проект.

Турецкая сторона была уверена, что на ее делается антитурецкий фильм. В связи с чем режиссеры, братья Тавиани (классики итальянского кино, лауреаты Каннской Золотой ветви (за фильм "Отец-хозяин") и даже Золотого Георгия ММКФ (за экранизацию толстовского "Воскресения"), вынуждены были согласиться переместить акцент в фильме Гнездо жаворонка с геноцида на историю любви.

1915г. -- начало геноцида армян, шанс для Турции полностью истребить армян. Даже слово «армянин» должно было исчезнуть. Начались массовые аресты, депортация и расстрелы. Не щадили никого: турки жестко расправлялись с взрослыми и детьми, а женщин насиловали, убивали или отправляли умирать в пустыню...

Кино гнездо жаворонка повествует о жизни и смерти армянской семьи Авакян. Два армянских брата Арам и Асатур, один из них - успешный доктор в Венецию, который женился на итальянской графине, другой - землевладелец в Анатолии, где его ценят и уважают, после 20-летней разлуки собираются встретиться на отреставрированном ими фамильном поместье «Гнездо жаворонка», где они провели свое детство...

Но начало Первой мировой войны рушит все их планы. Италия закрывает свои границы, а турецким военнослужащим приказано уничтожать армянские семьи.

В центре сюжета фильма Гнездо жаворонка - любовь молодой армянки к турецкому солдату, похоже, может преодолеть все, все тяготы и лишения, пойти на все, чтобы быть с любимым.

Это фильм, который, по мнению создателей, заставит вас не только думать, но также говорить и даже плакать, задуматься о жизни, смерти, любви, дружбе, человеческой жестокости. Он может вызвать различные чувства, но он точно не оставит вас равнодушными.

После премьеры на Берлинале многие в зале плакали. Как сказал один из актеров фильма Гнездо жаворонка - Слез недостаточно, мы должны говорить... Говорить об армянском геноциде, о котором многие стараются молчать...

Развлечение для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
«Жаворонки­встреча весны»
Цель: продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа; дать
представление о народном празднике прихода весны
Задачи: пробудить в детях интерес к русской истории, к традициям русского народа;
продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички,
приметы, поговорки, игры, хороводы; расширять кругозор.
Дети заходят в муз. зал под музыку, встают в 2 круга (Песня о весне, пение птиц)
Ведущий: Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости дорогие!
Сегодня мы проводим праздник, который на Руси издавна называли Сороки, или
«Жаворонки», или день весеннего равноденствия
Все люди с нетерпением ждут прихода весны, а зимняя пора уже проходит. Давайте,
ребята, поможем зиме уйти до следующего года – споем для нее.
ПЕСНЯ «ВОТ УЖ ЗИМУШКА ПРОХОДИТ»
По народному календарю 21 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью
равняется. Из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – полевой
жаворонок. Сколько проталинок – столько и жаворонков. На Жаворонки обычно пекли
«жаворонков» с распростертыми крылышками, как бы летящих. Печенье раздавали детям
со словами: «Жаворонки прилетели, на головку сели» Дети с криком и звонким смехом
бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
А вы хотите, чтобы тепло и солнышко скорее пришли к нам. Давайте жаворонков
закликать и весну встречать.
ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ.
1. Весна, весна, проснись со сна!
А ты, зима, ступай за моря,
Надоела ты нам, наскучила,
Наши рученьки приморозила.

2.Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.

3.Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму,
У нас корма нету!

4.Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну­красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!

5.Жаворонки, прилетите,
Красну Весну принесите.
Принесите Весну на своем хвосту,

На сохе, бороне,
На овсяном снопе.

6.Жив жаворонок
По полю летает
Зёрнышки собирает,
Весну закликает!

7.Летел кулик
Из­за моря,
Принёс кулик
Девять замков -
Кулик, кулик
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тёплое лето!

Воспитатель: А чтобы Весна скорее пришла, исполняли песни - веснянки
ПЕСНЯ­ХОРОВОД «ВЕСНЯНКА»
Дети садятся на места
Звучит фонограмма – пение жаворонка. В зал заходит птица – жаворонок.
Ведущий: ребята. Кажется, у нас гости!
Жаворонок: Здравствуйте, а вот и я – меня узнали вы, друзья?
Я ­ жаворонок полевой!
Нет певца чудесней!
В чистом поле ­ домик мой,
В ясном небе ­ песня!
Услышал я «веснянку» и решил заглянуть к вам в гости.
Ведущий: Здравствуй, жаворонок, спасибо, что прилетел к нам на праздник – будь гостем
дорогим, ведь жаворонки – вестники весны!
Жаворонок: Да, о приближении весны возвещаем мы – птицы, возвращаясь из дальних
стран к себе на родину, домой. «Сорок сороков птиц летят, весну несут», ­ говорили
люди. Какие еще птицы прилетают из теплых краев? Ответить на этот вопрос вам помогут
мои загадки:
ЗАГАДКИ О ВЕСЕННИХ ПТИЦАХ.
Всех перелётных птиц черней, чистит землю от червей,
Вдоль по пашням мчится вскачь, а зовётся птица? (Грач.)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растенья,
Его и песня и полет
Вошли в стихотворенья. Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
И в полях поет, поет. (Жаворонок.)
Нам в хозяйстве помогает,
Дом охотно заселяет,
Свой, похожий на дворец,
Наш весёлый друг… (Скворец.)
Он тоже серенький на вид, но очень пеньем знаменит.
Он соло пел среди ветвей, певца назвали... (Соловей)

Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из песка и глины… (Ласточка.)
Жаворонок: А вот и мои друзья, весенние птицы, прилетели со своим птичьим
оркестром.
Слышны звуки птичьих голосов.
ПТИЧИЙ ОРКЕСТР – исполняют дети старш. гр.
Жаворонок: Ну, что ребята, вам понравилось выступление птичьего оркестра?
Дети: Да!
Ведущий: Птичи трели и волшебная музыка разбудили от зимнего сна весенние цветы.
Посмотрите, как они хороши!
ТАНЕЦ ЦВЕТОВ – исполняют дети средн. гр.
Ведущий:
А сейчас, все в кружок встаем
И веснянку запоем!
ПЕСНЯ – ВЕСНЯНКА «ОЙ, БЕЖИТ РУЧЬЁМ ВОДА»
Жаворонок.
Ребята, а вы играть любите? Тогда игра на внимание. Я буду читать стихотворение, а вы
постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.
ИГРА «НЕ ПТИЦА»
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, кукушки,
Совы и ватрушки.

Ай да молодцы вы, ребята! Всех птиц знаете. А еще поиграть хотите?
Дети: Да!
Ведущий: А теперь мы с ребятами приглашаем тебя поиграть в игру – Жаворонок!
Вставай с ребятами в кружок.
(жаворонок встает в круг с детьми)
ИГРА «ЖАВОРОНОК»
Славный выдался денек
Поиграем в ручеек!
ИГРА «РУЧЕЕК»
Жаворонок: Мы с вами дружно поиграли
Праздник весело встречали!
После игр детям няня в русском сарафане вносит испеченных жаворонков –
символ весны!
Ведущий: А вот и «жаворонки прилетели – на головку сели». Ребята, мы их поедим в
группе, когда вымоем чисто руки.
Жаворонок: Ну, а мне пора лететь дальше в свою стаю.
Ведущий: Спасибо тебе, жаворонок, что к нам на праздник прилетел. Сегодня мы с вами
зиму и мороз проводили. Дружно, с жаворонком мы весну зазывали, в игры играли. Теперь
весна к нам непременно придет и согреет нас своим теплом!
Жаворонок: Всего вам доброго! (улетает из зала)
Под музыку дети выходят из зала

Праздник «Жаворонки»

Цель – пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

Задачи:

    познакомить учащихся с историей весенних праздников.

    расширять кругозор детей о жизни, традициях и праздниках родного народа

    воспитывать у учащихся нравственные ценности, уважение к традициям своей Родины, её культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, пословицы и поговорки, ткань, нитки для изготовления «жаворонков»

Ход занятия

Ребята, мне кажется, даже солнышко ярче светить стало.
- А почему, как вы думаете, солнышко ярко светит?
- Потому что наступила весна!(ответы детей)
- Правильно, наступила весна! А по каким признакам вы почувствовали
приближение весны?
- (появились проталинки, сосульки, день длинный, а ночь короткая,
солнце ярко светит, снег стал рыхлый, чёрный),(ответы детей)
- А какой месяц сейчас идёт?
- Наступил март месяц. (ответы детей)
- Да, ребята, в народе говорят: «Пришел март - капельник и зима заплакала».

В марте есть один особенный день. По народному календарю 21 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется.

День весеннего равноденствия

Только в дни равноденствий лучи Солнца падают на Землю под прямым углом к оси её вращения.

Считается, что в день весеннего равноденствия энергетика человека меняется как вода в сосуде, в который положили электрические провода и подали напряжение. Тело человека наполняется силой и жаром.

В русском народе повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – полевой жаворонок., поэтому и праздник называется «Жаворонки» Этот день в народе называют также день Сорока мучеников, или «Сороки».

Когда в древние времена бывали гонения на христиан, языческие правители заставляли всех приносить жертвы идолам - и в первую очередь это касалось христиан-воинов.

В римском войске в полку, который стоял в армянском городе Севастия, служили сорок друзей, очень смелых и доблестных воинов и настоящих христиан; конечно, они отказались приносить жертву языческим богам.

За непослушание бросили их, связанных, в ледяную весеннюю воду Севастийского озера. Стоял лютый мороз с ветром. На берегу нарочно затопили баню, чтобы тот, кто не вынесет пытки и отречется от Христа, мог согреться. Вечерело, и мороз усиливался. Тела христиан быстро покрывались ледяной коркой. И один не выдержал: он побежал прочь от товарищей к жарко натопленному дому. Но едва ступив на порог бани, несчастный упал замертво и растаял, как воск.

Их осталось тридцать девять. Глубокой ночью Свет Небесный сошел на воду, осиял озеро, черные горы, посинелые лица гибнущих.

Свет был теплый, как летом, он растопил лед и согрел воду.

И тогда солдат-язычник по имени Аглай, один из тех, кто охранял место казни сбросил с себя одежду и побежал по льду, крича:

- Я тоже христианин!

Наутро правитель пришел к озеру и изумился и разгневался, увидев, что христиане живы. Правитель велел молотом разбить им голени, отчего святые и предали души Богу.

Вот такая печальная история.


- А сейчас мы с вами узнаем, как в далёкую старину встречали люди весну-красну. Только сначала загадку отгадайте:

Кто прочь прогнал метель?

Кто ото льда очистил реки?

Кто разбудил капели звон?

Кто первым почкам дал напиться?

Кто дал земле тепло?

Кто птиц позвал к нам возвратиться?

Д.: - Весна красна!

А.:- Идёт матушка весна – отворяй… (ворота).

Первым март пришёл - белый снег… (сошёл).

А за ним и апрель отворил окно и… (дверь).

А как пришёл май - солнце в дом… (приглашай).

А.: - И вот уже из-за моря вереницей к нам домой вернулись птицы. Отгадайте какие: (Загадки о перелётных птицах)

С первыми приметами оттепели, крестьяне зазывали кликами, весну к себе в гости. У ребят была забота приготовиться к прилету птиц: построить скворечники. А чтобы ускорить прилет пернатых, нужно было сделать игрушечных жаворонков, куликов, журавликов. Ими приманивали живых птичек, поднимая их высоко на длинных прутиках (залазили на крыши домов). Прутики раскручивали, будто птички летят. Подражали птичьим голосам при помощи свистулек сделанных из глины. Как казалось нашим предкам, если показать настоящим птицам их изображениям, да еще посвистеть по птичьи, то они скорее прилетят в эти края и скорее придет весна.

В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.

БОЛЬШЕ ВСЕГО ЖДАЛИ МАЛЕНЬКУЮ ПТИЧКУ-ЖАВОРОНКА, ТАК КАК ЕГО ПЕРЕЛИВЧАТЫЕ ТРЕЛИ ЗАСТАВЛЯЛИ ПРИРОДУ ПРОБУЖДАТЬСЯ ОТ ЗИМНЕГО СНА.

Полевой жаворонок размером немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперенья. Прилетают жаворонки ранней весной, в марте.

Жаворонки держатся стайками по проталинам, обнажившимся на солнечных пригорках, или близ опушек, где можно спрятаться от ветра и непогоды. В таких местах они бегают по земле и отыскивают осыпавшиеся прошлогодние семена трав.

Обитают полевые жаворонки в полях, лугах и степях. Никогда не встречаются в лесу. Питается семенами и насекомыми.

Гнездо располагает всегда на земле: в ямке, сделанной либо самой птицей, либо копытом лошади или коровы, обычно среди негустой, иногда совсем редкой травы.

Многие любители держат полевых жаворонков в неволе. Прирученный молодой самец способен петь по 8 часов в сутки. Живут эти птицы в неволе до 10 лет, чего в природе практически не встречается.

Народная примета

Если после Сорок утренние морозы продлятся 40 дней, то лето будет теплое.

    • На Сороки день с ночью меряются.

      Зима кончается – весна начинается.

      Сорок сороков птиц на Сороки прилетает.

      Увидел скворца – весна у крыльца.

      Сколько проталинков – столько и жаворонков.

Обрядовое дерево

Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Выпекание жаворонков

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жавор о нков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»

Вечером печеных птичек обычно съедали, а головки и отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

Иногда это печенье крошили, разбрасывая на четыре стороны птицам на корм.

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка, …

Мужчины вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

С этим праздником связаны и другие народные обычаи. Например, было принято, кроме птичек, выпекать сорок «орехов» и каждый последующий день выбрасывать по одному на улицу с такими словами: «Мороз Красный Нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!»

Иногда сорок шариков из теста клали в специально сделанные соломенные гнездышки с тем, чтобы куры не ходили по чужим дворам, неслись дома и к светлому празднику Светлой Пасхи принесли побольше яиц.

Птиц жаворонков не только выпекали, но и мастерили их из ткани. И сейчас мы с вами смастерим таких птиц, чтобы тоже, как и наши предки, позвать к нам весну

(Дети мастерят птиц, затем все вместе выходят на улицу кликать весну)

Заклички

Ау! Ау! Аукиваем!
Весну приаукиваем!


Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

Жаворонки, жаворонки

Прилетите к нам

Принесите к нам

Лето теплое,

Унесите от нас,

Зиму холодную,

Нам зима холодная,

Надоскучила,

Руки ноги отморозила!

Жавороночки, перепелочки,

Прилетите к нам

Принесите нам!

Весну – красну

Тепло – летечко

Зелен покос

Уйди сухой мороз!

Хоровод «Ручеек»

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Люди становились парами, брались за руки и поднимали их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение, музыку ведущий входил в ручеёк и брал себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

Народная игра “Солнышко” (выбирают водящего)

Дети ходят по кругу парами, держась за разноцветные ленты, в центре Солнце.

Все:

Солнышко ведрышко,
Выгляни в оконышко.
Там твои детки,
Кушают конфетки,

Водящий:

Раз, два не воронь,
А беги как огонь.

Пара, которая оказалась ближе к водящему, по его сигналу опускает ленту. Бегут в разные стороны по кругу. Кто придет позже, тот и водящий. Игра повторяется заново.

В конце игровой программы детям раздаются выпеченные жаворонки

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления №2»

Конспект развлечение

«Жаворонки»

Разработала и провела:

22.03.2013г.

воспитатель

Собинова Елена Анатольевна

г. Курск – 2013г.

Вед. Сегодня 22 марта – день необычный, день прилета птиц. В народе так говорят об этом дне:

Когда вода разольется,

Когда лес зазеленеет,

Когда птицы прилетают,

Тогда и весна приходит.

Заждались её и взрослые, и дети, и птицы, и животные. А что бы весна красна, пришла скорее, давайте вместе её зазывать, закликать да в гости приглашать.

    Реб. Весна, приходи!

Три угодья принеси!

    Реб. Первое угодье-

В лугах половодье!

    Реб. Другое угодье-

Солнце на подворье!

    Реб. Третье угодье-

Зелёное раздолье!

Появляется Весна.

Дети (хором): Весна - красна, на чём пришла?

Весна:

На сошечке, на бороночке,

На овсяном снопочке,

Ржаном колесочке.

Дети: Весна красна! Что ты нам принесла?

Весна: Красное летечко!

Дети: Весна красна, оставайся с нами на празднике мы будем песни петь и хороводы водить.

Вед: Детки малые, детки большие, а знаете ли вы, как на Руси весну –красну встречают, чем зазывают? Прилетающих птиц люди встречают радостно, надеются на скорую весну. В этот день в русских деревнях все хозяйки вместе со своими детками выпекают вкусные, ароматные булочки особой формы, похожие на птичек – жаворонков. Дети надевают румяных жаворонков на длинные палочки и бегают с ними по деревне, зазывают в гости настоящих птиц со словами:

«Жаворонки, прилетите, студёну зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела»

А сейчас я вам загадаю загадки о птицах.

Загадки.

Рук нет, а строить умеет.

На дереве в лукошке подрастают крошки

На шесте - весёлый дом

С круглым маленьким окном

Чтоб уснули дети

Дом качает ветер

На крыльце поёт отец

Он и лётчик, и певец.

(скворец)

На шесте – дворец

Во дворе – певец

А зовут его…

(скворец)

Хочет - прямо полетит

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

А весной в полях поёт.

(жаворонок)

Верный страж и друг полей

Первый вестник тёплых дней

Ст.гр. Игра «Ворон»

Вед. Давайте позовём птиц песней.

Ст.гр. Песня «Нас с утра разбудило пение»

Вед. Услышали птицы нашу песню и прилетели к нам.

1 реб.

«Грачи»

Птицам этим очень рады,

Прячь, зима, свои наряды!

Даже маленький ручей

Рад приветствовать грачей.

2 реб.

«Скворцы»

Прилетели скворцы-

Молодой весны гонцы-

Червяков они клюют

И потом, поют, поют…!

3 реб.

«Жаворонок»

На солнце тёплый лес зардел,

В долине пар белеет тонкий

И песню раннюю запел

Поет на солнышке сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны»

Вед. Игра «Жаворонок»

Дети стоят кругом

В небе жаворонок пел

Колокольчиком звенел

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

«Жаворонок» (водящий ребёнок) с колокольчиком движется поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладёт колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу.

Все говорят:

«Тот, кто песенку найдет,

Будет счастлив целый год!»

Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первый схватит колокольчик, становиться «Жаворонком». Игра повторяется.

Вед. Ребята, скажите, а как называется «домик», в котором живут скворцы? СКВОРЕЧНИК….

Сейчас наши плотники – ложкари изготовят скворечник.

Игра на ложках

Скворец.

Сколотили мы скворечник

Птицам. Мы должны беречь их

Ну, когда же, наконец

В нём поселиться скворец?

Вед. На Руси в этот день дети всегда играли в игры. Давайте мы с вами поиграем.

Ст. гр. Игра «Птички в гнёздышке»

Вед. Ребята, а знаете приметы весны.

- Апрель богат водой, апрель водою славен.

- Апрельский цветок ломает снежок.

Апрельский скворец – весны гонец.

Апрель богат водой, а май – травой.

Увидел грача, весну встречай.

Запел жаворонок – пора выходить на пашню.

Жаворонок – к теплу, зяблик – к стуже.

Жаворонок возвещает о хорошей погоде на весь день.

Март – грачевник, грачей пригнал.

Вед . Весна, а что ты нам принесла.

Весна:

Я пришла к вам не одна,

А с птицами, с травами,

С веселыми забавами,

С ярким солнышком.

Хоровод: «Солнце ясное»

Вед. Пока мы водили хоровод, солнышко пригрело и слышится капель.

Песня «Динь-дон»

Стихи о весне.

Вед.:

Весну вы славили?

Вед.:

В игры играли?

Вед.:

Жаворонков напекли?

Вед.:

А сейчас в самый час

Всем на удивленье

Заварить душистый чай

Да отведать угощенье.

Сценарий весеннего развлечения для старшего дошкольного возраста в МБДОУ- д/с «Теремок» р.п.Степное

Жаворонки прилетают - весну красну закликают

Звучит русская народная музыка.

Хозяйка в русск. нар костюме (встречает детей ): - Ой! Неужто гости ко мне? Здравствуйте, малы детушки! Здравствуйте, дорогие! Приглашаю вас в гости к себе, в горницу.

Хороводы водить, песни распевать, Весну закликать, да птиц весенних прославлять (дети садятся на стульчики). Садитесь поудобнее да порадуйтесь вместе со мной приходу весны. А заодно познакомьтесь со старинными русскими обрядами и обычаями.

Чтобы приблизить радостную весеннюю пору, люди придумали обряд «Закликание весны». О весне складывались стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поскорее растопить зимний снег.

1реб. Благослови, мати, весну закликати, весну закликати - зиму провожати!

Пусть зима уходит впрок, весну пустим на порог!

2реб. Пускай весна придет скорей, мы так соскучились по ней,

Станет солнышко добрее, а дни - светлее и длиннее.

Хозяйка. А теперь давайте вместе позовем весну.

Весна, Весна!

Дети (хором):

Приди, весна, с радостью, с великой милостью! (выполняют поклон)

Со льном высоким! (поднимают руки вверх)

С корнем глубоким! (приседают руки опускают)

С колосом сильным! (встают, руки поднимают с разжатыми пальцами)

С хлебом обильным! (руками держат «каравай»)

Повторяют закличку 2 раза.

Исполн. попевка «Чувыль-виль-виль» (Муз.рук. №2-2008г., стр. 43)

Хозяйка . Не может весна без солнышка прийти, пора и его звать- закликать.

Дети (хлопают и читают закличку):

Солнышко, покажись!

Ясное, снарядись!

Выйди поскорее, будь к нам подобрее!

Сядь на пенек, посвети денек!

Закличка повторяется 2 раза .

(На центральной стене появляется солнышко).

Хозяйка. Вот и солнышко проснулось, засияло, улыбнулось

Птицы весело поют, Весну - красну на крыльях несут!

Фонограмма «Пение птиц».

Звучит русск. нар мелодия.

Входит Весна

Весна. Я Весна, Весна красная! Пришла к вам с радостью,

С радостью, с великой милостью.

Со льном высоким, с корнем глубоким, с хлебом обильным.

Здравствуйте, люди добрые! (кланяется).

А еще принесла вам здоровье: первое - коровье, второе - овечье, третье – человечье.

Хозяйка: Проходи Весна, да хоровод поводи с малыми ребятами!

Исполн. хоровод «Вот уж зимушка проходит».

(Муз. рук. №1-2008г., стр. 60)

Хозяйка. Весна - красна, чем ты нас одаришь?

Весна. Одарю я вас ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом.

Хозяйка. А мы тебя песней да танцем порадуем.

Исполн. песня «Кап-кап-кап, звенят капели»

Танец МАТРЕШЕК

Весна. Хорошо пели, играли, снова в хоровод всех зову.

Хоровод Змейкой.

Весна. Солнце ласково смеется, светит ярче, горячей,

И в овраге звонко льется разговорчивый ручей.

Провод. хороводная игра «Ручеек» под р.н. мелодию

3. Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.

Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.

Весна: Какие красивые стихи!

А теперь для наших птиц давайте позовём попутные ветры.

Дети выполняют упражнение «Ветер» , произнося слова, выполняют соответствующие движения:

Ветер дует нам в лицо. Вытягивают вперед руки, машут ладонями

Закачалось деревцо. Наклоны вправо, влево.

Ветер тише, тише, тише, Приседают, руки вперед

Деревцо все выше, выше. Встают на носки, поднимая руки.

Весна: А теперь пришло время проверить ваше внимание. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.

Весна: После зимней тишины, после стужи зимней

Из-за гор, из-за морей прилетают птицы.

Вот и со мной пташки прилетели.

Сможете отгадать, как их зовут?

Загадки.

1. Черный, проворный, кричит «Крак!» червякам враг. (Грач).

2. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)

3. На шесте -дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его…
(Скворец)

4. Кто в беретке ярко-красном, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

5. Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поет.
(Жаворонок)

6. Гнездо под крышей - ловко строит,
Птенцов своих постоянно выводит,
Перед дождём очень низко летает,
Эту птичку, каждый ребёнок знает,
За ней мы любим, наблюдать,
Эту птичку (Ласточкой) звать.

7. Посмотрите – выше крыш
Небо режет быстрый ….
(Стриж)

8. Об этой пташке лесной
Поется в песне одной:
На базар она отправлялась,
Горькой водки там напивалась.
(Чижик)

Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
(Грач)

Весна. Загадки все вы отгадали, молодцы. Приглашаю вас вех в сад первых весенних птиц послушать да поиграть в игру.

Слушают фонограмму пения птиц.

Провод игра «Ай, да птица! Что за птица!»

Дети стоят в кругу. Водящ с мячом в руках говорит:

«Ай да птица! Что за птица! Чудо птица – орел!»

И перебрасывает мяч другому. Тот ловит мяч и быстро

отвечает: «Ай да птица! Что за птица! Чудо птица – малиновка!»

и перебрасывает мяч другому ребенку и т. д.

Хозяйка предлагает поиграть в игру «Золотые ворота»

(Муз. рук. №2-2011г., стр.32)

Весна и Хозяйка поднимают сцепленные руки вверх.

Дети цепочкой проходят в воротики и поют:

В золотые ворота проходите, господа!

Первой мать прошла и детей провела.

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается.

А на третий раз не пропустим вас!

Ребенок, который попался в воротики, встает в круг к Весне и Хозяйке. Игра повторяется.

Весна . Разных птиц я люблю,разных птиц приголублю, но дороже всех одна

пташка малая. Кто она, вы знаете, дети? Скорей мне ответьте!

Дети. Это жаворонок.

Весна. Правильно. А вы знаете почему?

Дети. (поочередно):

    Эта птичка-предвестник весны.

    Эта птица является символом добра и счастья.

Весна. Молодцы. А сейчас послушайте его песню.

Фонограмма пения жаворонка

Игра «Жаворонок».

Ход игры: Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

Все игроки говорят или поют:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдет,

Будет весел целый год.

Затем играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг, звенит в колольчик и осторожно кладет его за спиной одного из игроков. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».

Весна. А вы знаете, что сегодня 22 марта - день весеннего равноденствия, когда день равен по длине ночи. В этот день в каждом доме лепили из теста птичек, жаворонков, пекли их, мазали сладким и душистым медом. Мальчишки бегали по улицам с этими птахами, подбрасывали их вверх, ловили и громко кричали заклички.

Хозяйка: Люди верили, что жаворонки, спутники весны, принесут здоровье и людям, и животным.

4. Жавороночек, принеси весну

На своем хвосту,

На сохе, бороне, на ржаной копне,

На ржаной копне, на овсяном снопе!

5. Ой вы, жаворонки, жавороночки!

Летите в поле, несите здоровье!

Первое – коровье,

Второе – овечье!

Третье – человечье!

6. Жаворонки, жавороночки!

Вы скорей летите, тепло принесите!

Нам зима надоела – весь хлеб она поела.

Нет ни хлеба, ни картошки!

Самовар стоит на окошке!

Хозяйка: Самовар на окошке - это непорядок! Самовар должен всегда на столе стоять, да пыхтеть, к чаю приглашать.

Исполн. Песня «Про самовар», муз. и сл. З. Роот.

(ж-л «Музыкальный руководитель» 2008 г. № 1, стр. 29)

Хозяйка: А вот вам, ребята, угощенье: птички-жаворонки. Вы их сами лепили, весну приближали.

ВДВОЕМ: С пылу, с жару - для нашего самовара!

ВЕСНА: Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.
ВЕСНА раздает угощение, приговаривая:
Жаворонки прилетели,
На головку деткам сели.
Хоть птицы к нам возвращаются,
А до тепла еще далеко –
40 мучеников,
40 утренников,
40 заморозков.

Праздник заканчивается чаепитием в музыкальном зале. Няни на подносе выносят чай. Дети подходят и берут.

error: Content is protected !!