Конспект на тему весна урок логопеда. Конспект логопедического занятия в старшей группе: «Весну мы встречаем! Пересказ по опорным картинкам

Пушкарева Л.М., учитель-логопед,

Быковская О.С., воспитатель,

г. Вологда.

Тема “Ранняя весна”

Программные задачи:

Совершенствование лексико-грамматических навыков у детей: практическое употребление в речи прилагательных-антонимов, подбор синонимов глаголов и прилагательных к существительному, согласование “числительное + существительное”.

Развитие зрительного, слухового, вербального внимания памяти, логического мышления, просодии, мелких, общих движений, артикуляционной моторики, координации речи с движением речевого дыхания.

Закрепление навыков и приемов рисования с использованием нетрадиционных техник, развитие пространственных ориентировок, умение оречевлять результаты продуктивной деятельности.

Прививать у детей интерес к малым формам фольклора, воспитывать добрые чувства друг к другу, к родной природе, развивать воображение, поэтическое видение живой и неживой природы.

Оборудование:

“Проталинки – ручеек – лужи - солнышко”, аудиозапись, сюжетная картина “Весна”, предметные картинки с изображением всех сезонов года, “сугроб”, “ручейки”, “солнышки” - призы.

Для для рисования: заготовки – пазлы для коллективной работы “Весна”, гуашь, ватные палочки, печатки из картофеля, поролон, свеча, кисти, салфетки.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Развитие просодии, закрепление понимания детьми слов-антонимов, лингвистического чутья.

Входят дети.

Логопед: Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: “Доброе утро!?

Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро – доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Логопед: А вы, какие сегодня?

– сердитые или (добрые), шумные или (спокойные), грустные или (веселые), больные или (здоровые), равнодушные или (отзывчивые), безучастные или (любознательные).

Что значит “любознательные”? “Любят” + “знать”. Добрые – спокойные – отзывчивые – любознательные! Вот такими и оставайтесь! (фотографирование).

2. Введение в тему. Развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления.

Логопед: Если вы любознательные, то, наверное, ответите, какой сезон в природе называют “утром года”? (Это весна). Как понимаете эти слова? (Мир как будто пробуждается, просыпается от сна).

Какое же сейчас время года? (Весна).

Подойдите поближе к столу, перед вами картина “Весна”. Внимательно посмотрите и уберите “лишние” картинки, оставьте те, которые относятся к весне. Называйте, что убрали. (Клубника поспевает летом. Грибы растут осенью. На санках катаются зимой…) А сейчас назовите, что осталось. (Сосульки плачут. Грустный снеговик. Грачи прилетели.)

Да “Грач на горе – весна на дворе”, грач – птица весенняя.

Ответьте, грустный снеговик - это хорошо или плохо? Сосульки плачут – это хорошо или плохо? (ответы детей).

3. Развитие просодии, слухового, речевого, зрительного внимания, лингвистического чутья, диалогической формы речи.

Логопед: А теперь подойдем к окну и посмотрим, такая ли весна, как на картине у нас в Вологде. Какие весенние приметы вы увидели? (Ответы детей).

Давайте ласково позовем Весну:

Ау! Ау! – аукаем,

Весну приаукиваем!

Логопед: Вот глянула Весна на природу и загрустила: все кругом пусто и голо… Сколько же ей придется поработать, чтобы всё вокруг приодеть и принарядить! Как же ей одной с этим справиться? Ещё больше загрустила Весна: без помощников ей не обойтись… Но кто же ей поможет?

Логопед: Специальные весенние задания выполняют три месяца:

март – зимобор, апрель – снегогон и май - цветень.

Что обозначают названия месяцев? (Ответы детей).

Логопед: На дворе март, о нем и поговорим:

а) Март-зимобор зиму поборол? (Март одолел зимнюю тьму, настала Весна света).

б) Март–капельник мы видели? (Ответы).

в) А еще в народе март называют протальником и солнечником. Много солнечных дней было в марте? (Нет. Март, то солнцем греет, то снегом сеет).

А еще примета есть: длинные сосульки – к затяжной, долгой весне. Грустно.

Что же может сделать Весну счастливой? (Ответы детей)

Логопед: Будем тоже выполнять специальные весенние задания, помогать Весне.

Вы готовы?

4. Развитие общих движений, слухового внимания. Согласование “числительное + существительное” (счет до 5).

Логопед: Предлагаю вам пройти на весеннюю звуковую полянку. Встанем друг за другом. Путь нелегкий. Сначала пойдем по проталинкам и будем их считать, затем ручеек (… перепрыгнем), а лужи (…перешагнем).

Все дошли?

Сколько же было проталинок? А луж? (5 проталинок и 5 луж).

Логопед: А теперь прислушайтесь! (аудиозапись). Что за звуки были слышны? (Звук капели, шум ручья, крики воробья и грачей). Какие это звуки? (Это весенние звуки).

5. Артикуляционная гимнастика.

а). Так мы Весне помогаем, покажем, как сосульки тают. /Чередование положений широкого – узкого языка).

б). Скоро апрель – так звенит капель: /тдд – тдд - тдд/.

в). Нет больше стужи, на дорогах лужи / положить широкий язык на нижнюю губу, двигать им влево - вправо/

г). Совсем не много дней пройдет и на реке начнется ледоход. /Двигать нижней челюстью влево – вправо/.

6. Развитие вербальной памяти, интонационной оформленности речи, речевого дыхания, просодии, мелкой моторики пальцев.

Логопед: А здесь еще целый сугроб снега! Подойдем к нему погрозим:

Полно, беленький снежок,

На талой земле лежать,

Время, беленький снежок,

Время таять пропадать!

Поможем Весне пустить ручейки! (Дети распускают связанные из голубой пряжи “ручейки”, дергая за концы нитей).

Логопед: И вот в роще, разбуженной криком грачей,

Из-под холодной ладошки сугроба

Выполз, как ящерка, робкий ручей!

Много ручейков … Спасибо. Вижу, вы устали присядьте на пенёчки, и я расскажу вам что-то интересное. Итак, дразнилка! Когда я была маленькой, такой как вы, с друзьями прогоняла зиму дразнилкой. Хотите – научу? Тогда я говорю, а вы – эхо – повторяйте, договорились?

Ва – во - ву! (сердито)

Ва – во – ву! – У – хо – ди!

Логопед: Молодцы, кажется, у нас получилось. Вдруг зима послушается нас!?

Но как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть ветер,

Всё равно весною пахнет!

Сделаем глубокий вдох и вберём в себя всю свежесть, красоту и доброту этого весеннего утра!

Чем же Весна пахнет? / Тающим снегом, оттаявшей землей, талой водой/.

7. Подбор признаков и действий к предмету, развитие языкового чутья (родственные слова).

Логопед: Как интересно: тает – тающий – оттаявшая – талая – проталинка…

Вы ничего не заметили? (Это похожие слова, семейка весенних родных слов).

Весне будет приятно, что вы знаете еще много весенних слов. Я буду их называть, а вы догадайтесь, о чем я говорю:

а) Голубое – ясное – чистое – высокое (небо).

б) Лучистое – теплое – ласковое – ясное (солнце).

в) Говорливый – холодный – звонкий – студеный – веселый (ручей).

Логопед: А теперь сложнее:

а) Капель (какая?) (холодная, звонкая, весенняя, мартовская, веселая).

б) Почки на дереве (какие?) (ожившие, набухшие, пахучие).

в) Снег (какой?) (потемневший, рыхлый, грязный, старый, грустный, мокрый).

а) Солнце из-за тучи (Что делает?) (выглядывает, выплывает, показывается, появляется, смеется, обогревает, освещает, ласкает).

б) Лед на речке (что делает?) (тает, ломается, трещит, плывет, исчезает).

в) Первые проталины (что делают?) (темнеют, появляются, возникают, радуют глаз, замерзают, оттаивают).

Спасибо, молодцы!

8. Развитие интонационной выразительности речи с движением. Игры на координацию речи с движением. Развитие воображения, мимики, метафорического восприятия окружающей природы, эмоциональной отзывчивости.

Логопед: Но где же главный помощник Весны, Солнышко? Позовем его!

(У окна): - Приди, приди, солнышко,

Под наше оконышко,

Засвети щедрее,

Нас согрей скорее!

Солнышко, выгляни,

Красное, посвети

На кудрявую березку,

На холодную водицу,

Покажись скорее,

Будь к нам подобрее! /появляется “солнце”/

Логопед: Люди добрые! Солнцу красному, лику ясному улыбнитеся распрекрасному! /Звучит запись из “Времен года” П.И. Чайковского “Апрель”/.

Логопед + дети: Солнышко яркое в небе сияет,

Лучами своими нас согревает.

Тучки по небу быстро бежали,

Лучики в тучках надолго застряли.

/ пальцы в “замок”, перекатывающие движения/

Но появился ветер могучий

И разогнал все мрачные тучи.

/ руки вверху волнообразные движения/

Солнышко снова на небе сияет,

Жаркие лучики нас согревают.

/руки над головой, пальцы врозь, вращательные движения кистью/

Логопед: А март? – Бродит месяц март по лужам

Медвежонком неуклюжим.

Смотрит солнце из-за тучи,

Речка льдинку плавать учит.

Март присел на солнцепёке,

Нарумянил себе щеки

И взглянул из-под руки,

Провожает ручейки…

Логопед: Тает снег! Тает лед!

Ура! Ура! Весна идет!

/ Входит Весна/

9. Обогащение и расширение художественного опыта детей с помощью нетрадиционных техник рисования.

Весна: Вот я и пришла. Я Весна – красна. Какие вы замечательные, добрые ребята! Вы мне очень помогли. Спасибо! Своими делами вы достали очень много радости. Вы и зиму дразнили, и солнышко звали, ручейки пускали, проталинки считали, много весенних слов назвали. Как хорошо, что у меня есть такие отзывчивые, добрые помощники. А забот, хлопот у меня очень много. Надо каждую травинку, каждое деревце, кустик разбудить от зимнего сна. Украсить лес, оживить всю природу.

Я буду рада, ну просто счастлива, если вы выполните ещё одно моё задание. Ребята, вы согласны? (Да!)

Весна: Я принесла вам рисунки, только дорисовать их не успела. Давайте, все вместе раскрасим их яркими красками по-своему, по-весеннему. А потом соберем все в одну большую картину.

/Дети берут части большой сюжетной картины и рисуют: солнышко и облака – тампонами из поролона, капель – печаткой из сырой картошки, набухшие почки на деревьях и кустах – ватными палочками, льдины на речке натирают свечой, проталины и воду - кистью/.

Весна: Какая яркая, весенняя получилась картина! Спасибо, молодцы!

В: На дворе – Весна-красна!

Чем Весна-красна ясна?

Солнцем жарким,

В: Светом ярким,

В: Клейкою почкой,

В: Первым листочком,

В: Небом ясным,

В: Солнцем красным,

В: Весна уже пришла, весна,

Капель на улице слышна.

Кап – кап, кра – кра и чик – чирик –

Весенний шум и гам, и крик!

Весна: Ребята, пусть на нашу картину прилетят грачи!

/Дети раскладывают фигурки птиц, проговаривая: “Грач сел на ветку”. “ А мой грач ходит под деревом”…/

Весна: Пусть на проталинках проснуться первые подснежники!

/Дети украшают рисунки вырезанными цветами/.

Весна: Я очень благодарна вам, поэтому каждому из вас я дарю по “солнышку”.

Пусть мой подарок согревает вас своими маленькими лучиками.


Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Весна».
Цель: формировать представления о весне как периоде пробуждения природы, дать представление о том, какие изменения происходят в это время года, с чем это связанно.
Коррекционно – образовательные задачи:
1. Расширить и активизировать словарный запас детей на тему «Весна»;
2.Закреплять умение правильно строить предложение. Отвечать на вопросы полным ответом, применяя навыки словообразования и словоизменения, согласовывать существительные с различными частями речи;
3.Учить сравнивать явления природы между собой.
Коррекционно – развивающие задачи:
1.Совершенствовать фонетическое восприятие;
2 .Развивать общую и мелкую моторику;
3.Развивать память, внимание, мышление, воображение.
Коррекционно- воспитательные задачи:
1.Воспитывать у детей бережное отношение и любовь к окружающему миру природы. Учить правильно вести себя на природе, не нарушая ее гармонии.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на участке и за его пределами, чтение литературы и заучивание стихотворений о весне, рассматривание иллюстраций с изображений различных периодах весны.
Желаемые результаты: дети должны усвоить, когда наступает весна, какие ее основные признаки, что такого происходит весной, что не происходит в другие времена года. Знать и называть месяца весны.
Материалы: картинки с изображений времен года, с изображением ранней и поздней весны, на доске солнышко из бумаги, цветные карандаши, листки бумаги.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
(На доске весит нарисованное солнышко)
Логопед: дети, посмотрите внимательно, ничего нового и интересного вы не видите сегодня у нас в группе?
Дети: Солнышко!
Логопед: Правильно, солнышко. Посмотрите, какое оно веселое и приветливое, очень радо вас видеть. Давайте мы с вами поприветствуем солнышко. Здравствуй солнце золотое (протягивают ладони к солнышку), Здравствуй небо голубое (руки поднимают вверх), Здравствуй Матушка земля (наклоняются к низу, руки опущены), Здравствуйте мои друзья (обнимаются друг с другом).
Логопед: дети посмотрите как ярко, тепло и приветливо светит солнышко. А как вы думаете, почему? (ответы детей) Правильно, потому, что наступила весна. И сегодня мы поговорим о времени года Весна.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Логопед: Ребята посмотрите, перед вами картинки с изображениями времен года. (Рассматривают рисунки, отвечают на вопросы воспитателя) Давайте с вами вспомним и назовем времена года, что сначала, что потом. А какое сейчас время года? А какое время года перед весною? Какое придет после? Определите, на какой по счету картинке изображена весна. Докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей: например, Это весна, потому, что на реке пошел лед…появились проталины… снег стал темнеть и т.д) .
Логопед: Молодцы! Вы очень хорошо отвечали, а теперь давайте отдохнем и поиграем.
Д.И: «Верно-неверно».
Логопед: Сейчас я буду называть слова, а вы хлопайте, если они относятся к весне и топайте, если не относятся. Будьте очень внимательны! Слова: Снежинки, проталины, вьюга, сосульки, листопад, тает, ледоход, журчит, тает, морозит, прилетают, капель, снегопад, подснежник, почки, половодье, солнышко, метель, ярче, припекает и т.д.
Ребята, а кто из вас знает, что означают слова проталина, первоцвет, половодье, капель, ледоход? (дети отвечают на вопросы)
Логопед: Прекрасно!!! Давайте вспомним, название весенних месяцев (март, апрель, май. На доске весят картинки с изображением разных весенних месяцев). Дети давайте посмотрим и скажем, чем отличаются друг от друга месяца? Все они братья одной мамы, но как и все разные. (дети называют отличия ранних месяцев весны от поздних)
Пальчиковая гимнастика: «Цветок».
Логопед: Весной на проталинах распускаются первоцветы – первые цветы, а как они это делают, давайте покажем пальчиками. Вырос высокий цветок на поляне (пальцы рук собраны вместе – «бутон»), Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук), Всем лепесткам красоту и питание (ритмичные движения пальцами вместе и врозь), Дружно дают под землей корешки (пальцы смотрят вниз – «корешки»).
Дидактическая игра: «Подбери и назови».
Логопед: Ребята, я буду называть слова, а вы к ним подбирать как можно больше слов – признаков и слов – действий. Например, весна, она какая? – ранняя, теплая, разноцветная и т.д. Солнце…, почки…, листья…, птицы…, солнце весной что делает? – греет, светит, припекает, ласкает и т.д. листья на деревьях что делают?... снег что делает?... и т.д.
Дидактическая игра: «Первый звук в слове»
Логопед: Ребята, я буду называть слова, а вы должны назвать первый звук в словах: Апрель, март, май, солнце, листья.
Дидактическая игра: «Раздели на слоги».
Логопед: Ребята, я буду говорить слова, а вы должны их прохлопать, разделить на слоги: капель, весна, ледоход, оттепель, подснежник.
Игра: «Сделать лучики из прищепок»
Логопед: Ребята, давайте нашему солнышку сделаем лучики.
Дидактическая игра: «Один-Много»
Логопед: Ребята, я вам буду называть слова в единственном числе, а вы мне должны сказать во множественном: трава, лист, ручей, почка, подснежник, птица.
Дидактическая игра: «Назови ласково»
Логопед: Ребята, я вам говорю слова, а вы мне должны назвать это слово ласково: трава, листья, ручей, дерево, почка, цветы, солнце.
Игра «Выложи из веревочки».
Логопед: Ребята, а давайте выложим из веревочки солнышко, веточку.
Дыхательное упражнение «Ручеек журчит»
Логопед: Ребята, давайте делать волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом, на выдохе произносим «дзынь, дзынь, дзынь»!, делаем волнообразные движения сложенными ладонями, вдох носом, на выдохе произносим «жур, жур, жур»! Повторим 2 раза.
Упражнение на координацию «Солнышко, покажись»
Солнышко, покажись!
(дети скрещивают руки над головой, правая рука впереди)
Красное, нарядись!
(скрещивают руки над головой, левая рука впереди)
Чтобы год от года
(делают ритмичные хлопки над головой)
Давала нам погода:
Теплое летечко,
(вытягивают руки вперед)
Грибы в берестечко,
(разводят руки в стороны)
Ягоды в лукошко,
(ставят руки на пояс)
Зеленого горошка.
(поднимают руки вверх, плавно покачивают ими)
Релаксация
Логопед: Ребята, а теперь, давайте, сядем на стульчики, и закроем глаза, руки опустим вниз.
Представим, что светит над нами солнышко, мы открываем глаза, поднимаем руки, потягиваемся, сначала одну ногу, потом другую. Медленно встаем.
Молодцы!
Логопед: Ребята, а посмотрите какое солнышко за окном, пойдемте гулять!


Приложенные файлы

Цель: формирование навыка использования в речи однородных определений.

1. Закреплять знания детей о признаках весны.

2. Учить согласовывать в речи имя существительное и имя прилагательное.

3. Расширять и активизировать словарь слов-признаков.

4. Формировать глубокий вдох и длительный плавный выдох.

Оборудование: иллюстрации, пенопласт, стаканы с водой, соломинки, цветочки, конфеты, маленькие пробники с духами, аудиозапись пения птиц.

Ход занятия

Орг. момент. Сообщение темы: “Весна. Признаки весны”.

Назовите, какое сегодня число, день недели, месяц?

Назовите, какое сейчас время года?

Назовите по порядку весенние месяцы?

Какой месяц был предыдущий, какой будет следующий месяц?

Хорошо, молодцы. А теперь попробуйте отгадать мои загадки.

Сошли снега, шумит вода,
Все оживает.
Когда это бывает?

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса.
Значит, к нам пришла...

Тает снежок. Цветет лужок.
День прибывает. Когда это бывает?

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.

Дыхательная гимнастика.

Скоро наступит весенний праздник. Вспомните, это какой праздник? Правильно, 8 Марта. А что принято дарить на праздник мамам? Цветы. Давайте возьмем цветы, которые лежат у вас на партах и понюхаем их. (Дифференциация носового и ротового дыхания) – вдох через нос, выдох через рот (3-4 раза). “Ах, какие ароматные цветочки!”.

Конфеты. Глубокий вдох через нос и выдох через нос. Произнести “Ах, какие вкусные конфеты!”.

Духи. Глубокий вдох через нос и выдох через рот. “Ах, какой аромат!”

Ребята, мы сегодня говорим о весне. Все мы рады приходу весны, ждали ее с нетерпением.

Раньше люди звали весну в гости и говорили: “Весна-красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси теплое солнышко , певчих птичек , зеленой травки , ярких цветов ! (Дети добавляют слова-предметы).

Ребята, мы знаем признаки, приметы весны. Давайте придумаем предложения о приметах, признаках весны, да не простые, а очень длинные, с множеством слов-признаков. Для этого нам понадобятся картинки.

Наступили … (теплые, солнечные, светлые, весенние) деньки.

На лужайке появилась … (первая, зеленая, свежая) травка.

Птички запели … (звонкие, радостные, веселые) песенки.

На полянке зацвели … (желтые, душистые, яркие) одуванчики.

Солнышко светит … (теплое, яркое, ласковое).

Мы много поработали, теперь отдохнем.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листья клена, листья каштана,
Листья дуба соберем (загибают пальчики, начиная с большого)
Букет маме отнесем (шагают пальчики по столу)

Ну что отдохнули? Давайте выполним упражнение на развитие силы выдыхаемой струи воздуха. Сначала тихо подуем, затем сильнее.

1. Подуем на воду с пенопластом. (Лед на реке растаял)

2. Подуть на карандаш на столе. (Полились ручьи)

4. Подуть в воду через соломинку. (Бурная река весной)

Хорошо. А теперь поработают наши ушки.

Развитие фонематического восприятия. Слушаем и отгадываем звуки. Аудиозапись с пением птиц, журчанием ручья, шум колокольчика, звук шмеля, кваканье лягушек.

Игра с мячом “Почему?”

Почему весной тает снег?

Почему весной мы сняли шубу и варежки?

Почему весной бегут ручьи?

Почему весной сосульки капают?

Почему весной прилетают птицы?

Почему весной на деревьях набухают почки?

Почему весной птицы вьют гнезда?

Формирование пространственных представлений. Индивидуальная работа – лабиринт. Надо найти путь к поляне с цветами. У каждого ребенка листок бумаги с лабиринтом.

Итог занятия. Молодцы! Мы сегодня о каком времени года говорили? Правильно, о весне. Вы все активно работали! И заслужили съесть конфету, которая лежит у вас на парте.

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОНР

Тема: « Весна пришла»

логопед МБДОУ № 148 Бахтина Е.Г. Г. Ульяновск

Цели :- расширение словарного запаса по данной лексической теме;

Образование уменьшительно-ласкательной

формы существительных и согласование их с глаголами;

Согласование числительных с существительными;

Согласование существительных с прилагательными;

Развитие словесно-логического мышления;

Развитие чувства ритма.

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия:

1.Орг. момент.

Игра «Добавлялки».

Подскажи недостающее слово:

Всё очнулось ото сна,

Всё цветёт- пришла …

(весна).

Вот цветы лежат на парте-

Дарим их девчонкам в ….(марте).

Будит утром нас капель-

В гости к нам пришёл ….

(апрель).

Куртки тёплые снимай-

На дворе ведь месяц …. (май).

2.Объяснение нового материала.

- Скажите, о каком времени года мы сегодня будем говорить?

После какого времени года наступает весна?

Посмотрите на картинки, на какой из них изображена весна?

1)Упражнение «К нам пришла весна».

Рассмотреть с детьми картинки, на которых изображены различные

признаки весны. Предложить дать полные ответы на вопросы:

- Что такое весна?(время года)

- Как начинает пригревать солнце?

- Что от этого происходит?

- Что происходит, когда тает много снега?

- Где снег тает быстрее на открытом месте или в лесу?

- Что появляется на земле, где растаял снег?

- Что вырастает на проталинах?

- Что набухает на ветках?

- Что происходит со льдом на реках?

- Кто просыпается после зимы?

- Кто возвращается из тёплых краёв? Почему?

- Что надевают люди?

2)Игра «Хлопни в ладоши».

Я буду произносить слова, если слово о весне, дети хлопают в ладоши:

Пригревает листопад тает вьюга

Журчит теплое ярче холодно

Набухают прилетают застыл проталины

Ледоход метель солнышко сосулька

3) Игра «Скажи правильно».

Распускаются листочки или цветочки?

Порхают птички или синички?

Тает снежинка или слезинка?

Журчат ручьи или грачи?

Набухают почки или листочки?

Прилетают насекомые или птицы?

Трещит лёд или ледоход?

3.Физминутка.

На-на-на - к нам идёт весна.

Наслоги делать хлопки, на слова шагать

Ло-ло-ло- на улице тепло.

На слоги-хлопки, на слова руки вверх

Ну-ну-ну –встречаем мы весну.

На слоги-хлопки, на слова руки вперёд

Ны-ны-ны- долго не было весны.

На слоги-хлопки, на слова наклоны в стороны, руки на поясе

Да-да-да, хороша весна

Шагать на слоги и на слова

4. Дидактическое упражнение «Назови ласково».

Логопед называет слово, а дети повторяют его в уменьшительно-

ласкательной форме (на доске вывешиваются картинки ):

солнце- птица- день-

цветок- проталина сосулька-

Объяснить значение слова ПРОТАЛИНА.

5.Согласование слов с прилагательным «весенний» в роде и числе со словами из задания №4.

Весенний…. Весенняя…. Весеннее….

О чем еще можно так сказать?

5. Дидактическое упражнение «Подскажи словечко»

Логопед называет слова-действия, дети подбирают соответствующую

Пригревает…. (солнышко), появляются ….(проталинки), распускаются…, распускаются…, прилетают….., капают…. .

6. Посчитай «1-5»

Сосулька, проталина.

7. Работа над рассказом.

Составить рассказ «Весна» с помощью логопеда по картинно-графи-

ческому плану.

Весна.

Солнце пригревает. Становится тепло. Тает снег. Появляются проталины. На проталинах вырастает зелёная травка. Просыпаются насекомые. Начинается ледоход. На деревьях набухают почки. Так к нам приходит весна.

8 .Отгадай загадку и раскрась отгадку (работа в тетради с перекрещивающимся изображением):

Висит за окошком кулёк ледяной

Он полон капели и пахнет весной.

9.Итог занятия.

Игра «Чего не бывает весной?»

-Весной не бывает листопада, снегопада, вьюги, мороза, …

Игра «Четвёртый лишний»

мороз, снегопад, проталина, вьюга

прилетают, сосульки, листопад, ледоход

Конспект логопедического занятия «Весна пришла и птицы прилетели» с использованием ИКТ и обучающей презентации.

Цель занятия: активизация речевой и познавательной активности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: уточнять и обогащать знания детей о весне и перелетных птицах; расширять и активизировать словарь по темам «Весна» (характерные признаки весны: снег тает, солнце ярко светит, на деревьях набухают почки, оживает природа), «Перелетные птицы» (выделять и называть внешние признаки, строение); совершенствовать интонационную выразительность речи; продолжать работу над дикцией (чтение чистоговорок); закреплять навыки правильного произношения поставленных звуков.

Коррекционно-развивающие: совершенствовать грамматический строй речи (согласование всех частей речи в предложении); развивать фонематическое восприятие и слух; формировать правильное физиологическое и речевое дыхание; развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику; продолжать совершенствовать восприятие, внимание, память, мышление детей; развивать зрительное, логическое мышление, тактильную чувствительность.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение, интерес и любовь к природе, умение замечать красоту весны; вызвать эстетические чувства, яркие эмоции и хорошее, весеннее настроение; воспитывать самостоятельность, усидчивость; воспитывать желание активно работать на занятии.

Здоровьесберегающие: сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей; способствовать развитию двигательной активности, координации речи с движением.

Билингвальный компонент: Сәлеметсіздер ме — здравствуйте, весна — көктем, птица — қыс, солнце – күн, ветер – жел.

Материалы и оборудование: обучающая презентация по занятию, перышки, распылитель, веер, фонарик, кусочки синтепона, солнышко, лучики с изображением признаков весны, кольца-пружинки, запись «Голоса птиц», сухой бассейн с картинками (перо, голова птицы, хвост, лапы, туловище), ноутбук, музыкальное сопровождение, шаблоны птиц, цветная бумага, подарки для детей.

Ход занятия.

Утренний круг:

Учитель-логопед: Сәлеметсіздер ме, балалар! Здравствуйте, ребята! Этим прекрасным утром мы приветствуем весь окружающий нас мир, такой прекрасный, полный радости и добра. Давайте улыбнемся этому яркому солнцу, этому прохладному ветерку и скажем:

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты — мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Организационный момент:

Учитель-логопед: Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном? Слайд 1.

Кто пришёл так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла… весна. (Слайд 2)

Учитель-логопед: Ребята, я так рада, что, наконец, пришла долгожданная теплая, солнечная весна! Как на казахском языке слово «весна»? (Көктем) Хочется радоваться солнышку и пению птиц. С приходом весны все оживает вокруг. (Слайд 3 «Весна»)

Что же происходит в природе?

— С каждым днем солнце светит все ярче и теплее. Небо голубое, высокое. Тают холодные снега, появляются проталины. Весело звенят ручьи, начинается капель. На деревьях набухают почки. Зеленеет первая травка. Прорастают первые цветы (подснежники). Прилетают птицы. От зимней спячки просыпаются звери. Появляются насекомые.

Речевая игра «Собери лучики»

Учитель-логопед: Посмотрите, какое весеннее солнышко светит нам, только где же его лучики? Солнышко рассыпало свои лучи по полям и рекам, селам и городам. На казахском языке слово «солнце» — кун. Давайте соберем лучики и вспомним весенние приметы.

(Дети закрывают глаза, учитель-логопед брызгает водой на руки).

Учитель-логопед: Ребята, что вы почувствовали? Откуда весной вода? (ручейки — тает снег, тает лед, лужи, сосульки)

(Слайд 4)

— Найдите лучик с этим изображением. Молодцы.

(Дети закрывают глаза, учитель-логопед веером машет на детей.)

Учитель-логопед: Ребята, что вы теперь почувствовали? Какой бывает ветер весной? (весенний, теплый, холодный, слабый, сильный). Как на казахском языке слово «ветер»? (Жел) (Слайд 5)

Дыхательное упражнение «Ветер»

— Подул ветер. Как ласково можно назвать ветер? (Ветерок) Подул маленький ветерок: у-у-у (тихо). Подул сильный ветер: У-У-У (громко)

(Учитель-логопед включает фонарик).

Учитель-логопед: Что вы видите? Что делает фонарик? А что ярко светит на улице весной? Какое весеннее солнце? (теплое, яркое, желтое). (Слайд 6)

— Найдите лучик с изображением солнышка. Молодцы.

(Дети закрывают глаза, учитель-логопед дает в руки пушистый коврик)

Учитель-логопед: На что похоже весной, то, что вы потрогали? (Травка, почки на деревьях). (Слайд 7)

— Выберите лучик с этим изображением. Молодцы.

Учитель-логопед: На землю пришла красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

Массаж лица «Весна» (Слайд 8)

Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо. — поглаживание

Дождик ещё холодный. — постукивание подушечками пальцев

По утрам ещё иногда пощипывает морозец, — пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее. — поглаживание

Учитель-логопед: Наш друг Веселый Язычок тоже радуется приходу весны.

Артикуляционная гимнастика «История Веселого Язычка» (Слайд 9)

Наступила весна и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: — высоко на ели куковала кукушка: «Ку-ку-ку» (звукоподражание);

— отыскивая маленьких жучков, по коре дерева стучал дятел; «Д-д-д» (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку («Лопатка»). Сел язычок на пенёк («Грибок») и огляделся («Часики»). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть). Язычок поспешил домой к маме.

Учитель-логопед:

Эй, ребята, не зевать!

Будем слоги повторять.

Будем весело играть

И колечки одевать.

Массаж фаланг пальцев (одевать кольцо-пружинку на палец) (Слайд 10)

На-на-на — вот пришла весна.

Ны-ны-ны — долго не было весны.

Ень-ень-ень — натупает теплый день.

Ки-ки-ки — капают сосульки.

Ут-ут-ут — облака плывут.

Ка-ка-ка — бежит река.

Ол-ол-ол — дождь пошел.

Ва-ва-ва — вырастет трава.

Ты-ты-ты — появились цветы.

Гу-гу-гу — погуляем на лугу.

Учитель-логопед: С приходом весны из теплых стран домой возвращаются перелетные птицы. Они тоже рады весне. Как на казахском языке слово «птица»? (Қыс) А какие птицы прилетели, вы узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно.

Речевая игра «Загадки, на картинках отгадки».

  • Всех перелетных птиц черней,
    Чистит пашню от червей. (Грач) (Слайд 11)

— Послушайте, пожалуйста, как кричит грач (аудиозапись).

  • На шесте дворец,
    Во дворце певец,
    А зовут его… (Скворец) (Слайд 12)

— Послушайте, как поет скворец (аудиозапись).

  • Не ворона, не синица,
    Как зовется эта птица?
    Примостилась на суку,
    Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка) (Слайд 13)

— А вот как кричит кукушка (аудиозапись).

  • Прилетает к нам с теплом,
    Путь проделав длинный.
    Лепит домик под окном
    Из травы и глины. (Ласточка) (Слайд 14)

— Так поет ласточка (аудиозапись).

  • Птица белая как снег.
    Птица, что красивей всех.
    Выгибает гордо шею,
    Назовем ее скорее. (Лебедь) (Слайд 15)

— А вот как кричит лебедь (аудиозапись).

  • Он твердит одно «Га-га»
    Кто обидел? Где? Когда?
    Никого я не боюсь.
    Ну конечно это… (Гусь) (Слайд 16)

— Так кричит гусь (аудиозапись).

  • Носик лопаткой,
    Красные лапки,
    Плавает, ныряет,
    Крякать обожает! (Утка) (Слайд 17)

— А вот как кричит утка (аудиозапись).

  • На одной ноге стоит,
    В воду пристально глядит.
    Тычет клювом наугад
    Ищет в речке лягушат. (Цапля) (Слайд 18)

— Послушайте, как кричит цапля (аудиозапись).

  • В небе осенью курлычут,
    За собою в небо кличут.
    Долго манят нас вдали…
    Кто скажите?… (Журавли) (Слайд 19)

— Так кричат журавли (аудиозапись).

  • Раньше всех из птиц встает,
    Солнцу песенку поет.
    Все живое поднимает.
    Как ту птичку называют? (Жаворонок) (Слайд 20)

Учитель-логопед: Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц? (У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями). Я предлагаю вам найти в сухом бассейне карточки, с изображением частей птицы и назвать их.

Игра «Найди и назови»

Учитель-логопед: А теперь поиграем в игру «Кто как голос подает?» (Слайд 21) Будьте внимательны. Вы должны не только сказать, как поёт птица, но и прохлопать в ладоши слоги. Готовы?

Кукушка — ку-ку-ет.

Утка — кря-ка-ет.

Ласточка — ще-бе-чет.

Скворец — по-ет.

Журавль — кур-лы-чет.

Гусь — го-го-чет.

Утка – кря-ка-ет.

Жаворонок – по-ет.

Учитель-логопед: Ребята, вокруг себя вы повернитесь, в малых птичек превратитесь! Поиграем, птички!

Физкультминутка

Ой, летали птички,

Крыльями махали. (махать руками, как крыльями)

На дорожку сели,

Зернышки поели. (присесть на корточки, пальцами постучать по полу)

Прыгали по веткам,

Чтоб сильней стать деткам. (прыжки на месте)

А собачка прибежала

И всех птичек распугала. (убежать на свои места)

Учитель-логопед: Вокруг себя повернитесь, в ребят опять превратитесь. Вы были замечательными птичками!

Речевая игра « Закончи предложения словом «Журавль»

Учитель-логопед: Предлагаю вам послушать рассказ и закончить предложения.

— В поле я увидела… (журавля). Я долго наблюдала за …(журавлем). Мне понравился этот красивый и стройный (журавль). Но он испугался и улетел. Кружась в небе, расправив крылья, красиво летел… (журавль). Я рассказала маме о …(журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать… (журавля). Я обещала маме не подходить к … (журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за… (журавлем).

Учитель-логопед: Ребята, мы сказали, что пришла весна, все стало красивым. Вокруг так весело, птички поют. А у нас нет птиц и очень грустно. Давайте, мы с вами сделаем птичек из бумаги и они останутся у нас на все лето до осени.

По показу дети самостоятельно делают птиц, привязывают их на ниточки. Звучит музыкальное сопровождение.

Учитель-логопед: Молодцы ребята! Справились с заданием. Посмотрите, какие птицы красивые получились.

Итог занятия. О каком времени года мы сегодня с вами говорили? Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран? Что вам сегодня запомнилось интересного? Что было для вас самым трудным? (ответы детей) Мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали. Вы справились со всеми заданиями, молодцы! Я вами горжусь!

Сюрпризный момент.

Аудиозапись пение скворца.

Учитель-логопед: Ребята, кто это поет? А здесь пакет и записка. «Ребята, я пролетал мимо вашего детского сада и услышал, что вы так много знаете о нас, перелетных птицах, и времени года весна. Вы молодцы и заслуживаете награды. За хорошие ваши познания хочу вручить вам подарки»

Прощание.

Учитель-логопед:

Все ребята – молодцы!

Вы, ребята, удальцы!

Помашем на прощание

И скажем «До свидания!»

error: Content is protected !!