Взаимодействие с семьей в контексте фгос до. Работа с семьей в доу по фгос Формы взаимодействия с родителями по фгос

Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС

Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа - образцы для подражания.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые - их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
. информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
. обеспечить открытость дошкольного образования;
. создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
. поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
. обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
. создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
. установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
. объединение усилий для развития и воспитания детей;
. создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
. активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей
Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- конкурс семейных талантов;
- день открытых дверей;
- сайт ДОУ

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных связей,
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.
- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Старший воспитатель Верхотина Н.В.

саглара ачирова
Формы работы с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями . Родители являются активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

В нашем ДОУ мы стараемся вести работу с родителями с дифференцированным подходом, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольным учреждением, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.

Семья и детский сад тесно взаимосвязаны между собой, что даёт ребёнку определенный социальный опыт.

Современные родители образованы , обладают широким доступом к научно - методической литературе из области педагогики. Однако, не смотря на все, испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов.

Мы всеми возможными способами объясняем родителям , что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога. Очень важен принцип взаимопонимания между детским садом и семьёй.

В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями , используя разные формы работы :

родительские собрания

Мастер-классы

Дни открытых дверей

Совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития

Участие родителей в семейных конкурсах, выставках

Организация совместной трудовой деятельности

Наглядное оформление стендов , уголков, фотовыставки

Консультации по интересующим родителей вопросам

Анкетирование

Индивидуальные беседы и др.

Перед нами поставлена цель : сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для эффективной работы с родителями в новых условиях , необходим анализ социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Мы используем наиболее распространённый метод изучения семьи : проводим анкетирование, личные беседы, наблюдения, которые помогают нам правильно выстроить работу с родителями , сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Метод анкетирования позволил нам собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что позволило учесть ее индивидуальные особенности, и др. Анкетирование мы проводим в начале учебного года, в целях знакомства с семьей, изучения их потребностей и в дальнейшей своей работе .

Проводя консультации, отвечая на вопросы родителей , стремимся дать квалифицированный совет.

Ведём и наблюдение как метод изучения семьи. Мы заранее определяем, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей , их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Если внимательно наблюдать в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером , какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.

Мы используем не только наблюдение со стороны, а создаем специальные ситуации, которые помогают глубже узнать родителей :

Совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, территории и др.).

Совместный досуг «Наши именины» , «Мама, папа, я – спортивная семья» , «Праздник семьи»

Анкетирование «О здоровье – всерьёз!» , «Какого стиля воспитания в семье Вы придерживаетесь?» , «Удовлетворенность родителей детским садом »

Акции «Семейное фото» по поликультурному воспитанию детей, «Мама, почитай!»

Проект по ПДД «Мой друг «Светофор»

Фото вернисаж «Как я провёл лето»

Родительское собрание «Знаем ли права своих детей»

Фотовыставка «Мой папа самый лучший!» , «Моя мамочка»

Совместное создание огорода на участке ДОУ, в группе мини-огорода.

Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мы преследуем, прежде всего, интересы ребёнка.

Первым и решающим условием положительного взаимодействия стали доверительные отношения между нами педагогами и родителями . У родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах. Как правило, во время адаптационного периода у родителей возникает много вопросов, их волнует, как будет чувствовать себя малыш без мамы и папы, как будет привыкать к новой социальной ситуации. В таких случаях мы приглашаем родителей для встречи за круглым столом. Это нам позволяет больше узнать родителей , детей и где родители делятся своим опытом и проблемами в воспитании детей раннего возраста, решаются возникающие трудности в процессе адаптации.

Ведём коллективную форму работы с родителями - это родительское собрание . Подготовку к родительскому собранию начинаем задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. Предварительно так же готовимся к конкурсам, изготавливаем памятки, приглашения на собрания, оформляем благодарности . Собрания проводим в форме дискуссий , круглых столов.

Очень эффективная форма работы с родителями это конкурсы .

Регулярно проходят конкурсы : по ПДД, «Осень Золотая» , «О здоровье – всерьез!» и др. Участвуя в них, родители раскрывали все свои интересы и способности, о которых и сами не подозревали.

Другая эффективная форма работы с родителями - мастер-класс .

Интересно проходят занятия по рисованию не традиционными способами. Благодаря практикуму : «Рисуем вместе с детьми!» родители узнают о нетрадиционных способах рисования в домашних условиях.

Учитывая возрастные особенности детей, проводится практикум для родителей : «Учим, играя!» , в котором родители узнают , много нового например, как из предметов, имеющихся дома сделать своими руками дидактическую игру, знакомятся как игры способствуют умственному развитию детей, воспитывают их нравственные качества, заинтересовывают неусидчивых детей, помогают в подготовке к обучению в школе. Все это проводится с целью помочь родителям в их не легком труде - в воспитании детей.

Родители принимают активное участие в новогодних праздниках, Дне Защитника Отечества, 8 марта, в выпускном утреннике.

В результате проведения праздничных встреч формируются положитель-ные взаимоотношения родителей со своими детьми , устанавливается эмоциональный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско- родительских отношений .

Здоровые дети - надёжное будущее.

В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и , что очень важно, с их родителями . Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях : «Папа, мама, я - спортивная семья» , «Весёлые старты» .

Эмоции, возникающие при проведении мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ре-бёнку, привлекаются родители к совместным усилиям по оздоровлению де-тей.

В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности : натурная, изобразительная, словесно-образная, информационная .

У нас есть уголок для родителей . В нем содержатся - материалы информационного характера : правила для родителей , распорядок дня, объявления различного характера.

Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. Например, выставки детских работ выполненных совместно с родителями : поделки «Осень Золотая» , «Светофор» , «О здоровье – всерьез!» Выставка детского творчества : «Наши мамы и бабушки» , «Моя семья» , «Здоровье дома и в детском саду»

Памятки для родителей , на различные темы.

Папки–передвижки, которые формируются по тематическому принципу : «Чтобы наши дети не болели» и многие другие. Папка дается во временное пользование родителям . Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки мы с ними беседуем о прочитанном, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения.

Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями , свидетельствуют :

Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

Увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

Стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

Размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

Повышение их активности в совместных мероприятиях.

Подводя итог, хочу сказать :

В соответствии с ФГОС детский сад обязан :

Информировать родителей и общественность с целями дошкольного образования, о Программе;

Обеспечить и создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;

Поддерживать родителей в воспитании детей , охране и укреплении их здоровья;

Вовлечь семьи в образовательную деятельность;

Поддерживать образовательную инициативу семьи;

Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов для обеспечения реализации Программы, в том числе в информационной среде , что мы и пытаемся делать.

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

  • повышение педагогической культуры родителей.
  • вовлечение родителей в деятельность ДОУ,
  • совместная работа по обмену опытом.

Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  • Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
  • Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
  • Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

В ДОУ мы проводим работу с родителями с дифференцированным подходом, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.

Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.

Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.

В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы:

  • нетрадиционные формы организации родительских собраний,
  • мастер-классы,
  • дни открытых дверей,
  • совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,
  • участие родителей в семейных конкурсах, выставках,
  • оказание дополнительных образовательных услуг,
  • организация совместной трудовой деятельности,
  • наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,
  • консультации,
  • анкетирование,
  • индивидуальные беседы и др.

Для эффективной работы с родителями в новых условиях мы начинаем с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Мы воспользовались наиболее распространёнными методами изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи, Все эти действия помогают нам правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Очень важно в индивидуальной работе с родителями посещать семьи. Это позволяет нам как воспитателям познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, составом семьи (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками и т. д.), с общей атмосферой в доме, с семейным укладом и традициями, опытом семейного воспитания, хобби, интересами и желаниями в отношении воспитания детей в семье и детском саду. В результате этого посещения мы можем дать родителям более обоснованные рекомендации, мы находим вместе оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Наблюдение как индивидуальный метод изучения семьи . Мы заранее определяем, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Если внимательно наблюдать в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.

Для наблюдения полезно использовать специальные ситуации, которые помогают глубже изучить вопрос взаимодействия и общения родителей с детьми:

  • совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, уборки территории и подготовке участка к летней оздоровительной работе, подготовка участка к зимним забавам
  • проводим совместные досуги, развлечения, викторины;
  • выявление творческих родителей и детей в группе, приглашаем принять участие в смотрах-конкурсах,

Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мы подбираем наиболее эффективные методы работы с воспитанниками, учитывая интересы и потребности каждого ребёнка.

Взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно - насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно - пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6) помогает спланировать и провести многогранную работу с родителями:

  • Участие в мастер-классах, направленных на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях (нетрадиционным техникам рисования, работы с бумажными салфетками и лепке из соленого теста.), а так же на организацию игр в вечерние часы и выходные или праздничные дни.
  • Совместно с родителями организуем мини - музеи. Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей.
  • Открытые занятия с участием родителей, как носителей новой интересной информации о своей работе, или как сказочного персонажа для повышения интереса к изучаемому материалу, или как мастера для передачи своего опыта и умений;
  • Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно - пространственной среды.
  • Организация и проведение дней открытых дверей;
  • туристические походы, прогулки-экскурсии с родителями;
  • в конце года с участием родителей проводим творческий отчет по итогам года.

Родительское собрание.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Поэтому подготовку к родительскому собранию начинаем задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет изучить интересующие родителей темы по воспитанию, собрать разнообразный материал, выбрать формы предоставления этой информации (фотовыставки, презентации игр, литературы, методических пособий) Предварительно готовим с детьми приглашения на собрания, подбираем материал к конкурсам, изготавливаем памятки, оформляем благодарности. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом.

Праздники и подготовка к ним. В результате подготовки (выступление детей в костюмах, изготовленных родителями.) и проведения праздничных встреч формируются положитель-ные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоцио-нальный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Выставки - коллекции . Дети, посещая данные выставки, приобретают новые знания, расширяют кругозор, учатся рассказывать о предметах выставки - коллекции. Родители приобретают опыт как из самых обычных вещей можно создать коллекцию, что рассказать ребенку о традиционных предметах.

Здоровые дети - надёжное будущее.

В систему физкультурно--оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Родители помогают в изготовлении своими руками интересных для детей игровых тренажеров, атрибутов для игры. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты», «Зарница», «Ловкие, сильные, смелые!», стать активными участниками прогулки-похода по окрестностям города, в парковую или природную зону отдыха.

Традиционные акции

Экологические: «Покормите птиц зимой!».

Социальные: «Огонь памяти».

Тематические: «Пусть сияют мамины глаза…», «Мир глазами детей», «Осенняя фантазия», «Новогодний сундучок» и многое другое.

Безопасность: «Осторожно, тонкий лед!», «Пешеход!», «Месячник по ГО и ЧС», «Зимние каникулы» и др.

Сколько воспитательных моментов таят в себе эти маленькие акции! Это бережное от-ношение к вещам, энергетическим ресурсам; внимательное отношение к людям; заботливое к родному городу. При этом дети учатся не только наблюдать со стороны за действиями взрослых, но и могут стать активными участниками в подготовке (рисовать плакаты, клеить коллажи, раскрашивать листовки) и раздавать эти обращения горожанам - это большой труд, воспитание души.

В педагогической практике нами используются различные виды наглядности:

  • уголок для родителей, в котором содержатся материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления, расписание работы специалистов и медицинского персонала;
  • разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям ДОУ, фотовыставки и фотоотчеты о работе группы на сайте ДОУ;
  • Информационные листки : объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; поздравления с днем рождения и праздниками.
  • Памятки для родителей , на интересующие их темы и с целью просвещения.
  • Папки-передвижки : «Чтобы наши дети не болели», «Безопасность», «Это важно для ребенка», «Готовимся к школе» и многие другие. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки выясняем о пользе прочитанного материала, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с роди-телями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке сво-его труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем хвалить наших ро-дителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы да-ло определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфе-ра взаимоуважения.

Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами;
  • совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
  • размышление родителей о тех или иных методах воспитания;
  • повышение их активности в совместных мероприятиях.

Однако пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают нас.

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Информация для родителей (законных представителей) относительно целей дошкольного образования.

Обеспечиваем открытость дошкольного образования;

Создаем условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

Поддерживаем родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

Обеспечиваем вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:

Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

Объединение усилий для развития и воспитания детей;

Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей

Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:

- "Круглый стол" по любой теме;

Тематические выставки;

Тесты, опрос на любые темы;

Консультации специалистов;

Семейные спортивные встречи;

Почта доверия

Открытые занятия для просмотра родителей;

Родительская гостиная, клуб;

День открытых дверей;

Сайт ДОУ

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;

Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

Это учет индивидуальности ребенка.

Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,

Это укрепление внутрисемейных связей,

Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

Результат нашей работы - положительное отношение родителей к ДОУ, и хорошая оценка его деятельности.

Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

«Взаимодействие с родителями в рамках реализации ФГОС»

(из опыта работы)

Старший воспитатель

Н.А. Соломенникова

МДОУ «Брусничка»

п. Тубинский

Усть-Илимский район

Впервые в истории дошкольное образование стало самоценным уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной социально развитой личности.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» ст. 64 «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
в ФГОС отмечено, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьей, и является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями.

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с ее реализацией.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие задачи:
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
объединение усилий для развития и воспитания детей;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование «Что вы ожидаете от сотрудничества с ДОУ», которое помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, которые отходят на второе место в первую очередь, активно используются новые формы и методы работы:
- "Круглый стол" по любой теме
- тематические выставки по итоговым дням, совместным проектам, праздникам.
- по запросам родителей консультации специалистов (психолога, логопеда, инструктора ФИЗО, медсестры, муз. руководителя) по интересующим их вопросам
- семейные спортивные встречи в которых принимают участие и папы стали интересными не только для родителей, но и для детей;

Открытые занятия для просмотра родителей;

Детско-родительский клуб «Содружество» на протяжении 4 лет является эффективной, интересной и необходимой формой сотрудничества. Заседания клуба помогают сплотить родителей и детей разных групп, помогают в создании атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

– оздоровительный клуб «Крепыш» который проводится совместно с фельдшером Тубинской врачебной амбулатории 1 раз в квартал помогает решать вопросы оздоровления детей и укрепления их здоровья. совместные походы в лес на экскурсии

День открытых дверей, где родители вовлечены в проведении образовательной деятельности с детьми совместно с воспитателями

Еще хочется отметить, что вошло в практику и является успешным привлечение родителей к проведению праздников, утренников, где родители являются участниками сценария.

Газета «»Брусничкины новости», в которой для родителей предоставляется много полезной информации по оздоровлению детей, их развитию и воспитанию, а также родители узнают все новости детского сада;
- сайт ДОУ
А в этом году хотим ввести еще одну форму - конкурс семейных талантов.

Для родителей важно индивидуальное внимание к каждому ребенку, доброжелательность.

Немаловажное значение здесь играют зрительные (наглядные) подтверждения внимания к ребенку – оформление информации на стенде для родителей:

1. Высказывания детей в рубриках :

  • «Какие мы разные»;
  • «Говорилки»;
  • «Устами младенца».

2. Достижения каждого ребенка в виде персональных, стилизованных значков (ладошки, фигурки детей, кораблики и т.п. – ежедневные записи родителей и воспитателей о новых приобретений ребенка):

  • «Я умею!»;
  • «Я могу»;
  • «Я люблю»;
  • «Вот чему я научился!»

3. Персональные листы («Про меня») с развернутой информацией о каждом ребенке, оформленные родителями совместно с детьми (могут быть помещены на лестничных клетках, на стенах коридоров, прилегающих к группе).

4. Записи вопросов, высказываний, рассуждений детей о том, что их интересует, тревожит, занимает.

5. Информация об умениях, достижениях, интересах детей, полученных в ходе наблюдений.

6. Дни рождения каждого ребенка, стилизованные по сезонам или знакам зодиака.

7. Плакаты ко дню рождения («Звезда недели», «Наша звездочка»), где помещено интервью с ребенком, пожелания детей, родителей, воспитателей.

8. « Мы вас ждем! » - график на месяц, ориентирующий членов семьи ребенка на участие в работе группы.

9. Объявления для родителей.

На шкафчиках для одежды :

плакетки с именами ребенка и именем – отчеством родителей (фотография, рисунок-автопортрет)

Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная. При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Каковы же критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей? .

Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.

Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.

Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.


error: Content is protected !!