Цель и задачи развития речи детей. Развитие речи у детей Цель развития речи детей в дошкольном возрасте

Татьяна Застольская
Итоговое занятие по развитию речи в форме КВН «Всем обо всем»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» муниципального образования – Ершичский район Смоленской области

Воспитатель подготовительной к школе группы Застольская Татьяна Константиновна.

Образовательные :

Расширять и активизировать словарь детей.

Расширять словарь антонимов.

Совершенствовать монологическую речь, её интонационную выразительность.

Закреплять умение детей применять полученные знания об окружающем мире.

Развивающие :

Развивать фонематические слух , через определение звука, в конце и в начале слова, с помощью развивающей , словесной игры «Цепочка слов» .

Развивать воображение , умение выразительно передавать содержание, характеры, эмоции с помощью слова.

Развивать смекалку , быстроту реакции.

Воспитательные :

Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма, дух соревнования.

Предварительная работа : дети заранее делятся на две команды, обсуждают, как они будут называться, выбирают капитанов команд; игра в «Цепочку слов» ; разучивание скороговорок; подготовка подарков и призов для вручения командам в конце игры; бланки для членов жюри.

1. Организационный момент.

Мы хотим, чтоб сейчас в этом зале

Грусть с тоской не нашли себе места,

Чтоб улыбки на лицах сияли,

Было весело и интересно.

Всем , всем , всем ! Начинаем КВН.

В игре участвуют две команды : «Муравьишки» и «Светлячки» .

Первой приглашается команда «Муравьишки» , которую ведёт капитан Никита. Встречайте! (Под музыку и аплодисменты входит первая команда) .

Встречайте их соперников – команду «Светлячки» и их капитана Ульяну. (Под музыку и аплодисменты входит вторая команда) .

Приветствуем гостей, которые пришли поболеть за наших конкурсантов.

КВН это игра – соревнование, а раз так, нам необходимо жюри, строгое и справедливое. Наша игра состоит из конкурсов, которые будут оцениваться по бальной шкале, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Приветствие оценивается в 5 баллов. Дополнительно жюри может выставить командам баллы за хорошее поведение, а в конце объявит победителей соревнований, и конечно вручит подарки и памятные призы.

Я предлагаю пригласить в жюри заведующую детским садом Астахову Наталью Михайловну,

заместителя заведующей Сопачову Татьяну Викторовну,

воспитателя Сакович Светлану Владимировну.

И так жюри приглашено, команды готовы, можно начинать.

Тема сегодняшней нашей игры : «Всем обо всем » .

1. Первый конкурс – «Приветствие» .

Первыми приветствует соперников команда «Муравьишки» .

Мы – лесные санитары,

Очень работящие,

И в лесу без топоров

Строим избы без углов.

Не заметить нас нельзя –

Очень дружная семья.

С ответным словом выступает команда «Светлячки» .

У Светлячков девиз простой :

Всегда быть дружною семьей.

Осветим мы темный путь,

Чтоб с дороги не свернуть!

2. Следующий конкурс «Загадки и отгадки» .

Загадки для команды «Муравьишки» Загадки для команды «Светлячки»

1. Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облака.)

2. Вода по воде плавает. (Лёд.)

3. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)

4. Летом, в болоте, вы её найдёте.

Зелёная квакушка. Кто это? (Лягушка) .

1. Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка.)

2. Я длинный и зелёный, вкусен я солёный,

Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец.)

3. Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук.)

4. Хоть имеет много ножек,

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползет,

Бедный листик весь сгрызет. (Гусеница)

Слово предоставляется жюри.

Продолжаем КВН.

3. Третий конкурс – «Разминка» .

Игра «Скажи наоборот» .

Объясняю, как будем играть - Я говорю вам слово, а вы говорите наоборот. (Например : старый - молодой.) . Задания даются по очереди каждой команде.

ночь - день;

завтрак - ужин;

враг - друг;

чисто - грязно;

жарко – холодно;

нашёл - потерял;

забыл - вспомнил;

смеётся - плачет;

включить - выключить;

большой - маленький;

черный - белый;

низкий - высокий;

добрый - злой;

широкий - узкий;

мокрый - сухой;

горький - сладкий

Игра «Продолжи предложение» .

(Вопросы задаются поочередно одной и другой команде) .

Сахар сладкий, а перец…

Дорога широкая, а тропинка…

Пластилин мягкий, а камень…

Чай горячий, а мороженое…

Заяц бежит быстро, а черепаха ползет…

Днем светло, а вечером…

Слон большой, а комар …

Золушка добрая, а мачеха …

Просим жюри оценить наш конкурс «Разминка» .

4. Динамическая пауза.

Приглашаем поучаствовать в ней и наших гостей.

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вдохнём. Поднимаем руки через стороны вверх.

Дети по лесу гуляли, Ходьба на месте.

За природой наблюдали, Повороты головы влево – вправо, руки на поясе.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели. Поднимаем голову вверх, опускаем вниз, руки на поясе.

Чудеса у нас на свете :

Стали карликами дети, Приседаем, руки положить на колени.

А потом все дружно встали –

Великанами мы стали. Встать, поднять руки вверх, стать на носочки.

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали. Ходьба на месте.

А теперь поиграем с нашими гостями в игру «Назови ласково»

кошка – кошечка

собака – собачка

лошадь – лошадка

коза – козочка

стул – стульчик

стол – столик

кровать - кроватка

окно - окошко

дом – домик

платье - платьице

рубашка – рубашечка

носки – носочки

платок – платочек

цветок – цветочек

листок - листочек

звонок - звоночек

корабль - кораблик

звезда - звездочка

солнце - солнышко

дождь - дождик

мама - мамочка

папа - папочка

5. Словесная игра «Цепочка слов» .

Предлагаю вам составить цепочку слов, где каждое следующее слово начинается на последний звук названного слова

Каждая команда называет слово по очереди. Например : Лук – кот-танк.

Проигравшей считается команда не сумевшая назвать следующее слово. Игра повторяется три раза.

6. Конкурс «Перевоплощение» : вы должны сказать предложение с разной интонацией и разным голосом : как медведь, как мышка, быстро, медленно.

Предложение для команды «Муравьишки» : У меня живет кошечка.

Предложение для команды «Светлячки» : «Мне купили санки.

7. Следующий конкурс – «Конкурс капитанов» .

Игра «Животные и их детёныши»

Ведущий : я называю животных, а капитаны, по очереди, называют детёнышей этих животных. Выиграет тот капитан, который назовёт все слова правильно.

у тигра - тигрёнок у лисы - лисёнок у коровы - телёнок

у льва - львёнок у белки - бельчонок у свиньи - поросёнок

у слона - слонёнок у волка - волчонок у гуся - гусёнок

у утки - утёнок у зайца - зайчонок у курицы - цыплёнок

у лягушки - лягушонок у кошки – котенок

8. И последний конкурс «Домашнее задание»

Расскажи скороговорки.

1. Шёл Егорка по пригорку И учил скороговорку. Он учил скороговорку Про Егорку и про горку.

2. Посадил дед лук. Отрастил лук чуб. Увидал лук внук. Оборвал луку чуб.

3. В огороде Фёкла ахала и охала, Уродилась свёкла не на грядке, около. Жалко Фёкле свёклу, Жалко свёкле Фёклу. Жаловалась Фёкла : «Заблудилась свёкла» .

4. Шла весёлая собака, чики – брики - гав. А за ней бежали гуси, головы задрав, Аза ними поросёнок, чики – брики – хрю. Чики – брики повтори-ка, что я говорю.

Просим жюри огласить итоги игры .

Детям дарят подарки, награждают призами.

Вот и закончилась наша игра. Она прошла очень весело и интересно.

Все приведенные ниже способы развития подходят для детей которые уже начали говорить отдельные слова (пускай даже на своем "детском" языке - это нормальный этап развития, который проходит большинство детей). Если ваш ребенок пока не спешит разговаривать, возможно вам лучше применять приемы по развитию речи, которые опубликованы здесь. Развитие речи у детей от 2 до 3 лет: 1. Развивать умение отвечать на вопросы взрослого о том, что изображено на картинке (в очень упрощенной форме), о том, что происходит вокруг - дома, на улице. 2. Много общаться с ребенком по поводу всех ситуаций и событий, которые происходят в его жизни (пополнять пассивный словарный запас). 3. Читать книги, стихи (если ребенок не любит чтение - родители могут компенсировать это активным общением в повседневной жизни (об этом предыдущий пункт), рассказывать сказки и петь песенки. 4. После прочтения книг обсуждать с ребенком на самом простом уровне прочитанное. 5. Вместе рассказывать знакомые ребенку сказки («жили были дед… и кто еще жил? правильно! Баба! А кто у них был? Кто говорит ко-ко? Правильно! Молодец! Курочка Ряба!). 6. Разыгрывать с ребенком простые сказки (например, «Теремок» - ребенок может быть мышкой, сидящей в домике и впускающей остальных зверей). По ходу игры побуждать ребенка к тому, чтобы он выполнял различные действия (открывать-закрывать дверь, махать ручкой на приветствие - прощание, говорить простые слова и фразы или звукоподражания («пи-пи!», «ко-ко»). 7. Слушать песенки. 8. Учить прилагательные: часто употреблять их в беседе с ребенком, описывая предметы. Играть в игру «какой?» (задавать вопрос «какой он?» в отношении предметов, которыми интересуется ребенок, отвечать на этот вопрос, побуждать ребенка, чтобы он сам придумывал ответ (если малыш вспомнит хотя бы одно прилагательное, это уже хорошо!). 9. Изучать различные предлоги (около, у, за и т.п.) и наречия, употребляемые для ориентации в пространстве (далеко, близко, выше, ниже, право, лево и т.п.), местоимения (там, тут), слова для сравнения (такой же, другой). 10. При изучении различных лексических тем обращать внимание на то, из каких частей состоят предметы и объекты (например - дом состоит из крыши, окна, дверей и т.п.). Артикуляция. Учиться дуть (задувать свечки, сдувать комочек ваты, дуть на листочки, подвешенные на ниточку, выдувать мыльные пузыри). Этот навык очень индивидуальный, дети его усваивают по-разному, кто-то раньше, кто-то ближе к трем годам. Учиться дуть резко (быстрый выдох) и плавно (медленный выдох) - например, играя в быстрый и медленный ветерок. Строить рожицы у зеркала: показывать язычок, верьтеть им в разные стороны (дотягиваться до носа, тянуть влево, вправо и т.п.) - тоже индивидуальный навык, не у всех в возрасте 2 лет получается (и не все хотят этим заниматься Улыбаюсь). Широко раскрывать рот, постукивать зубами. Учить произносить слова и звукоподражания с разной громкостью, говорить шепотом. Делать пузыри в воде - вдувать воздух в воду через трубочку. Заниматься самой простой артикуляционной гимнастикой - если ребенку интересно, и он хочет.

Развитие речи для малышей в рассказах и веселых картинках Новиковская Ольга Андреевна

Учимся рассказывать (развиваем связную речь)

Следует иметь в виду, что подобные монологи являются чрезвычайно сложным видом речевой деятельности. Нередко самостоятельно составленный рассказ получается лексически и грамматически довольно скудным: малыш использует преимущественно нераспространённые предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, повторяет одни и те же слова, делает большие паузы между предложениями.

Для того чтобы помочь ребёнку справиться с неизбежными проблемами, необходимо с ним заниматься.

Важный и в то же время достаточно сложный этап развития связной речи - рассказ по картинкам. Начинать обучение можно с 3-летнего возраста. Сначала взрослый рассматривает вместе с малышом картинку, отыскивая детали, иллюстрирующие основные моменты рассказа. Поначалу преимущественно говорит взрослый, но по мере того как малыш учится всматриваться, вслушиваться, отвечать на вопросы, монолог постепенно сменяется диалогом.

К четырем-пяти годам у ребёнка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим расширяется объём связных высказываний. Малыш постепенно приобретает навык самостоятельного составления рассказа, в котором все части логически связаны друг с другом.

Наступает следующий по сложности этап - развитие монологической речи. Теперь задача взрослого - поддерживать интерес к составлению рассказов, учить не только понимать содержание иллюстраций, но и развивать умение связно, последовательно описывать то, что он видит, постоянно расширять словарный запас; грамматически правильно строить предложения.

Рассказы полезно составлять как по предметным картинкам, так и по сюжетным. Главное обучения - создать творческую, доверительную атмосферу. Предложенные в этой главе сюжетные картинки будут понятны и интересны вашему малышу.

Если ему предстоит описать какой-либо предмет, растение, животное или даже пейзаж, взрослый должен помочь выделить существенные признаки, качества предметов или явлений, существующие между ними связи и отношения, придерживаться определённой последовательности при описании. Покажите, как важно использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные слова и словосочетания.

После этого можно перейти к обучению ребёнка рассказу по нескольким картинкам в рамках одного сюжета (их должно быть от 3-х до 6). Малыш, опираясь на последовательно демонстрируемые картинки, будет учиться строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге сложится целостное повествование.

При составлении рассказа по сюжетным картинкам особую сложность представляет необходимость не только описывать действующих персонажей, но и объяснять, что происходит, используя элементы описания или рассуждения. Ребёнку предстоит научиться передавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности. При этом он на практике освоит методику построения рассказа (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Если поначалу взрослый сам демонстрирует картинки из серии в нужной последовательности и помогает малышу составить по ним связный рассказ, то в дальнейшем ребёнок научится раскладывать картинки по порядку без посторонней помощи. Это важный этап в развитии логического мышления.

Существуют разные приёмы активизации речевой активности. Для начальных этапов можно использовать совместный пересказ: взрослый начинает рассказ, а ребёнок продолжает и заканчивает.

Можно предложить малышу придумать и рассказать, какие события предшествовали тем, что изображены на картинке. С большим удовольствием дети рассказывают и о том, что произойдёт с героями дальше.

Взрослому важно помнить, что овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, поэтому придётся приложить немало совместных усилий, прежде чем речь ребёнка станет свободной, яркой и выразительной.

Беседуйте о самых разных сторонах жизни, особенно о пережитом и увиденном в ваше отсутствие. Предлагайте любые темы, лишь бы они были интересны малышу: новая игрушка, любимые игры, выполненные поручения, взаимоотношения с друзьями, поездка на дачу, поход в зоопарк, в цирк и т. д. Пусть ребёнок поделится своими впечатлениями о событиях в детском саду, в кружке, на детской площадке…

Не забывайте, что, занимаясь с малышом, вы готовите его к учёбе в школе. Стимулируйте будущего первоклассника рассказывать обо всём, что происходит, не только непосредственно на занятиях, но и в любой подходящей ситуации: по дороге домой из детского сада, в очереди в поликлинике, во время прогулки.

Вот несколько интересных тем для таких совместных бесед-рассуждений:

Чего ты больше всего хочешь?

Кого (чего) ты больше всего боишься?

Чему бы ты хотел научиться?

Учат ли звери и птицы своих детей?

Что тебе хотелось бы изобрести?

Что такое зло?

Такие беседы важны и родителям, ведь они помогают лучше узнать и понять своего ребёнка.

Расскажи по образцу

?

Это лейка. Из лейки поливают цветы. У лейки есть носик и ручка. На боку у лейки нарисован цветок. Чтобы поливать из лейки, её надо наклонить над растением, и вода сама польётся из носика, как из душа.

Это растение называется «мак». У него есть стебли, листья и цветы. Цветок у мака большой и красивый. У него нежные красные лепестки. Второй цветок ещё не распустился - это бутон. Листья у мака вытянутой формы, по краям они не ровные, а зубчатые.

Это животное называется «олень». У оленя на голове большие рога. Рога похожи на ветви дерева. У оленя пятнистое туловище и тонкие длинные ноги. На ногах у оленя копыта.

Эта птица называется «павлин». Она очень важная и красивая благодаря своему хвосту. Павлин держит хвост вверх, может распускать и складывать его, как веер. На голове у павлина - хохолок из перьев. Ноги у павлина короткие, крылья пёстрые.

Швейная машина

Это швейная машина. С её помощью шьют одежду. В иголку вставляют нитку. Под иголку кладут детали одежды. Иголка, быстро протыкая ткань, тянет за собой нитку, и отдельные куски ткани соединяются между собой.

Это животное называется «улитка». Сверху тело у неё покрыто крепким панцирем. При опасности улитка целиком прячется под панцирь, как в домик. Улитки едят сочные листья, траву. Они очень медленно ползают. Про людей, которые всё делают медленно, так и говорят: «Ползёт как улитка».

Придумай сам рассказ по картинке

Черепаха. Земляника,

Сапожки. Мишутка.

Сюжетные картинки для составления рассказов по образцу

? Предложите ребёнку послушать маленькие рассказы по картинкам, а затем постараться их пересказать.

Соревнование

Ребята придумали новую игру. Они устроили дома соревнование. Дети взяли мешки, залезли в них и стали прыгать - кто быстрее. Первым прибежал Коля. Коля молодец!

Любимое болото

У каждого свой дом. Эти две лягушки живут в маленьком болотце и считают его самым лучшим домом. Слышите, как лягушки-подружки поют об этом свою песню: «Ква, ква, ква…»?

Маленький рыбак

Наш Максимка - рыбак. Рано утром он накопал червей, взял удочку и пришёл на пруд. Закинул Максимка удочку в воду и стал ждать. Удачи тебе, маленький рыбак!

Придумай сам рассказ по сюжетной картинке.

Милиционер.

Первая лыжня.

Котёнок и рыбка.

Зимние забавы.

Наш весёлый детский сад.

На прогулке.

Сюжетные рассказы по нескольким картинкам

? Предложите ребёнку послушать маленькие рассказы, а затем постараться их пересказать, глядя на картинки.

День рождения

У Димы завтра день рождения. Он мечтает, чтобы ему подарили котёнка.

Мама испекла для Димы торт. А папа подарил ему котёнка.

Больше всего Дима обрадовался котёнку. Теперь у него есть друг. Дима решил назвать котёнка Кузей.

Утром Дима умывается. И Кузя тоже. Дима моется водой, а Кузя - лапкой.

Дима делает зарядку, и Кузя тоже.

Потом Дима с Кузей идут гулять.

Кузя познакомился с новыми друзьями.

Пойдём гулять

Зимой холодно. Дима тепло оделся - пойдёт гулять. А как же Кузя?

Дима подумал … и стал одевать друга.

Кузю не узнать: на нём тёплый шарф и шапка. Только как же он пойдёт? Лапки разъезжаются в разные стороны!

Кузя готов идти на улицу!

Мамин день

Он взял муку и стал делать тесто.

А вот и котёнок Кузя. Кузя помогает Диме. Он тоже делает пирог.

Пироги уже готовы. Угадай: где чей пирог?

Мы красим забор

Дима взял кисточку и краску и стал красить забор. Кисточка скользит по забору - то вверх, то вниз. Кузе интересно!

Но вот Дима устал и пошёл домой отдохнуть.

А Кузя решил помочь хозяину. Котёнок дотронулся лапками до забора, но лапки прилипли к свежей краске!

Кузя еле-еле оторвал лапки от забора. На заборе остались следы. Дима огорчится!

? Предложите ребёнку самому рассмотреть картинки и попробовать придумать по ним маленький рассказ. Если нужно, помогите малышу.

Как Кузя спрятался

Как Кузя полез на дерево

Что нашёл Кузя

? А теперь самое сложное задание. Предложите сначала восстановить последовательность картинок, а затем попросите малыша придумать по ним рассказ.

Из книги Развитие речи для малышей в рассказах и веселых картинках автора Новиковская Ольга Андреевна

Учимся слушать и слышать (развиваем фонематический слух) Обучение дошкольника правильному произношению звуков родного языка - очень важная задача. Для её решения необходимо не только обучать ребёнка чёткому произношению звуков, но и развивать внимание:

Из книги Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях автора Кэмерон Джулия

Учимся сравнивать и рисовать (развиваем речь и мелкую моторику) В этой главе вы найдёте игры с элементами рисования для закрепления лексико-грамматических навыков развития связной речи.Наверное, не всем известен такой научный факт: оказывается, процессы формирования

Из книги Чего хочет ваш малыш? автора Блау Мелинда

Учимся наблюдать и отвечать на вопросы (развиваем внимание, мышление и речь) Хорошее внимание - залог успешного обучения ребёнка в школе: невнимательный ученик не сможет точно, аккуратно и чётко выполнять самые разные действия. Кроме того, при развитом внимании

Из книги Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой автора Буг Джейсон

Учимся пересказывать (развиваем связную речь) Развитие связной речи происходит постепенно, при повседневном общении малыша со взрослыми и другими детьми, а также во время специально организованных речевых игр.Обучение проходит в несколько этапов:- обогащение

Из книги Буду мамой! Все о беременности и первом годе жизни малыша. 1000 ответов на 1000 главных вопросов автора Сосорева Елена Петровна

Учимся думать и объяснять (развиваем мышление и речь на материале народных пословиц и поговорок) Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности как маленькие произведения народного искусства, воплощение народной мудрости. С той самой поры они сопутствуют нам в

Из книги Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка автора Сосорева Елена Петровна

Как рассказывать сказки Наши дети сочиняют разные истории, и мы мысленно обращаемся к сказкам своего детства, делимся с детьми рассказами о любимых книгах или воспоминаниями и чувствуем связь с прошлым, настоящим и будущим. Расскажите детям об истории семьи, о семейных

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Развиваем наблюдательность: исчерпывающее руководство Кроме крика и плача новорожденный может выражать себя движениями, мимикой и положениями тела. Вы должны «читать» своего ребенка почти всеми органами восприятия – ушами, глазами, пальцами, носом – и, конечно,

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Развиваем интересы годовалого ребенка: отталкивайтесь от того, что ему (и вам) уже нравится Какие иллюстрированные книжки нравились вам в детстве? Постарайтесь найти их и познакомьте со своими любимцами собственных детей. Это часть вашего культурного наследия,

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора Шереметева Галина Борисовна

Развиваем речь Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и под влиянием речи взрослых. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие малыша. Это интересно! Известны случаи так

Из книги Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я автора Шалаева Галина Петровна

Развиваем речь Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и под влиянием речи взрослых. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие малыша.Это интересно! Известны случаи так

Из книги ТРИЗ-педагогика автора Гин Анатолий Александрович

Развиваем другие бимануальные навыки По мере того как ребенок все больше совершенствуется в движении с помощью перехвата рук, улучшаются и все остальные мануальные функции. Он начинает проявлять интерес к бимануальным видам активности. Вас испугал этот термин? Не

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Часть 2 РАЗВИВАЕМ МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ Чем раньше - тем лучше! Умный и здоровый ребенок - мечта любых родителей. Тому, как развить физические способности ребенка и сделать его здоровым, посвящена первая часть этой книги. Здесь, во второй части, мы собрали методики,

Из книги автора

Из книги автора

Нужно ли детям рассказывать о денежных проблемах Родители обычно задаются вопросом, рассказывать ли своему ребенку, у которого есть свои сбережения, о семейных денежных проблемах. С одной стороны, все родители желают оградить свое дитя от излишних волнений. С другой

Из книги автора

Глава 6. Развиваем творческое воображение Наше мышление часто движется по привычному кругу, как цирковая лошадка. Причина в том же – оно у нас дрессированное. Привычные движения тела и мысли составляют некое множество, из которого мы обычно выбираем то, что нужно

Из книги автора

Не забывайте рассказывать ребенку о ваших успехах и достижениях Представление об успехе у ребенка формируется на основании наших достижений, о которых мы успеваем сообщить ему. Многие родители правильно полагают, что работа и дом – разные вещи. Нельзя дома вести себя

Конспект урока чтения и развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Тема урока « Работа над текстом «Песенка обо всем». М. Дружинина».
Цель урока: Познакомить учащихся с рассказом « Песенка обо всем», который написала М. Дружинина.
Задачи:
1.Образовательные:
продолжать учить читать и слушать текст;
совершенствование умений и навыков выразительного чтения;
совершенствовать умение строить собственное суждение.
2. Коррекционно-развивающие:
Коррекция и развитие связной устной речи (пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса);
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы учащихся(уметь выражать свои чувства).
3. Воспитательные:
воспитывать интерес к чтению;
воспитывать умение слушать учителя.
Оборудование: портрет М. Дружининой, картинки « 5 » и « 2 » ,иллюстрации к новым словам: дождинка, чаинка. Чтение, учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Ильиной С.Ю.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Цель – взаимное приветствие, подготовка учащихся к работе на уроке.
- Здравствуйте, ребята!
- Послушайте стихотворение:
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Книга – верный друг детей,
С ней живется веселей!
-Согласны ли вы, что книга – верный друг детей? (Да)
- Я вижу, что вы готовы к уроку, можем начинать.
2. Проверка домашнего задания.
Цель – установить осознанность выполнения домашнего задания.
- Начнём с проверки домашнего задания.
- Что вам было задано на сегодня? (Прочитать стихотворение «Мостки» А. Барто)
- О чём говорится в стихотворении? (Мальчик построил мостки, чтобы людям было удобно ходить)
- Вы готовы к выразительному чтению? (Да)
(Чтение детьми стихотворения по цепочке)
- Помогут ли вам люди, если вы будете помогать другим? (Да, помогать нужно всегда)
- Как получились у мальчика мостки? (найдите в тексте и прочитайте)
-Молодцы!
3. Подготовка к новому материалу.
Цель – привлечь внимание учащихся и вызвать интерес к изучению новой темы.
- Ребята, к нам пришли Пятерка и Двойка.
- Они ищут себе друзей.
- А кого вы выберете в друзья? (Пятерку)
- Но с Пятеркой дружить сложно. Нужно так много знать и уметь!
- Пофантазируйте немного, как вы думаете, что будет, если нашим другом станет Двойка.(Мы ничего не будем знать, не сможем читать книги)
-Правильно!
4. Артикуляционная гимнастика.
Цель – развитие артикуляционного аппарата.
- Покажем Пятерке, как мы умеем делать артикуляционную гимнастику.
Упражнение «Лопаточка-иголочка»
(Язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить – все выдерживать на счет 10.Упражнение «Качели»
(Дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.)

5. Сообщения нового материала.
Цель – сообщение темы урока.
- Сегодня мы знакомимся с рассказом, который называется «Песенка обо всем». Написала рассказ Марина Дружинина (учитель показывает учащимся портрет М. Дружининой).
- Марина Дружинина пишет стихи для самых маленьких – занимается непростым делом, за которое так редко берутся современные писатели.
- А наши гости - главные герои рассказа.
6. Работа над темой урока.
Цель – закрепить знания и умения по теме урока.
Словарная работа.
- Ребята, как Вы понимаете слово «чаинка», «дождинка»? (варианты ответов детей)
- ЧАИНКА – это кусочек высушенного чайного листка.
- ДОЖДИНКА – одна маленькая капелька дождя.
- Много чаинок – чай.
-Какой бывает чай? (черный, зеленый).
- Много дождинок – дождь.
- Какой бывает дождь? (Сильный, слепой, теплый).
- Молодцы! Пятерке понравились ваши ответы.
Знакомство с новым произведением.
а) Чтение произведения «Песенка обо всем» учителем.
б) Чтение произведения учащимися.
- Я буду называть ученика, который будет читать, а остальные должны будут внимательно следить.
Анализ прочитанного произведения.
- Какую песенку напевала мама? (Любимую)
- О чем песенка? (Обо всем: снежинке, дождинке)
- Какие слова для этой песенки придумал Вовка? (Найдите в тексте эти слова и прочитайте вслух).
- Найдите в тексте и прочитайте, что сказал папа?
- Как вы думаете, прав ли папа? (Прав)
- Вы узнали наших гостей в рассказе «Песенка обо всем»? (Узнали)
7.Физминутка.
"Улыбнитесь"
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.
8. Дидактические упражнения.
- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем:
«Продолжи» (Я буду читать вам начало предложения, вы должны найти его и дочитать до конца).
«Исправь ошибки» (Я буду читать и делать ошибки, а вы должны исправить мои ошибки).
9. Физминутка для глаз.
Мы с вами много читали и наши глазки немножко устали. Давайте дадим им отдохнуть и сделаем для них гимнастику.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
10. Итог урока.
Цель – сделать вывод, подвести итог, как класс работал на уроке.
-С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Про кого этот рассказ? (Про Вовку)
- О чем задумается Вовка? (Надо учиться хорошо)
- Кто из гостей будет нашим другом? (Пятерка)
- Молодцы!
11. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
- Перед вами смайлики, поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
12. Домашнее задание.
Откройте свои дневники и запишите домашнее задание стр. 22 (прочитать и ответить на вопросы).
Чаинка

Краткосрочный план урока
Сквозная тема: Все обо мне
Школа:
Дата: «____»____________20___г.
ФИО учителя: Любовь Клименко
Класс: 1 «____» класс. Количество присутствующих:
отсутствующих:
Подраздел: Понимание основных единиц речи (текст, предложение, слово)
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): 1.1.1.1* понимают, что такое речь, текст, предложение, слово
1.2.1.1* читать схемы слов/предложений.
1.3.3.1 *составлять картинный план, план-схему текста и озаглавливать (с помощью учителя)
Цели урока: Все учащиеся смогут: понимают, что такое речь, текст, предложение, слово
Большинство учащихся смогут: читать схемы слов/предложений
Некоторые учащиеся смогут: составлять картинный план, план-схему текста и озаглавливать (с помощью учителя)
Критерии успеха В результате обсуждения учащиеся обмениваются информацией о своих домах, вещах. Учитель предоставляет обучающимся возможность задавать вопросы по теме и отвечать на них во время работы в парах и группах, после чего идет работа по созданию совместных стихотворений и нехудожественных текстов.
Привитие
ценностей Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни
Межпредметные
связи Дает возможность учащимся получить больше информации друг о друге. Раздел связан с личным и социальным образованием, а
также с гуманитарными науками («Познание мира»). На протяжении всего раздела будут изучаться понятия: речь, предложение, слово, слог, звук, буква. Учителя должны подобрать подходящие рассказы, стихотворения, рифмовки и вовлечь учащихся в разные виды деятельности.
Навыки
использования
ИКТ С английской фонетической программой под названием «Буквы и
звуки», а также с играми и развивающими заданиями можете https://www.ed ucation.gov.uk /publications/st andard/publica
tiondetail/page 1/DFES-00281-2007 Волина В. «Занимательное азбуковедение », Москва, Просвещение, 1991 http://www.lab irint.ru/books/ 2006-+65/, «Как научить детей читать?».
Предварительные
знания Учащиеся могут знать некоторые рассказы, популярные детские стихотворения, чтобы рассказать о любимых произведениях.
Этапы урока Содержание Ресурсы
Начало урока Урок начинается просмотром видео «День знаний. Пора в школу!»
https://cloud.mail.ru/public/HCxv/xVXZkDm6M- Кто идёт в школу? (Лисичка, Волк, Мышка и Котик)
- На какие вопросы они хотят найти ответы? (Что? Как? Почему?)- Какой сегодня день? (1 сентября – День знаний)
Игра «Давайте знакомиться!» К Г
Игра проводится в группах. Дети встают в круг. Каждый берет в руки любой предмет со стола (предметы относящиеся к школе). Дети по очереди говорят: «Меня зовут Айжан. У меня есть книга». Следующий ученик называет всех предыдущих учеников и только потом себя: «У Айжан книга. У Санжара ручка. У Алихана калькулятор. Меня зовут Айбек. У меня есть мел». Критерии успеха Отвечают на вопросы учителя. Середина урока
Знакомство с учебником, условными знаками. К
Учитель акцентирует внимание детей на словах переплет, страницы, иллюстрации, соотнося их с элементами книги.
Учитель предлагает отгадать загадку и узнать, как называется первый школьный учебник.
Я все знаю, всех учу,
Но я сам всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (Обучение грамоте).
Развитие связной речи.
-У нас в стране и в других странах живет много разных народов и каждый говорит на своем языке. Писать и читать учатся дети везде по специальному учебнику. Наша учебная книга называется «Обучение грамоте». С нее начинается овладение грамотой.
Учитель предлагает ученикам отгадать еще одну загадку о предмете, который
будет помогать нам содержать учебник аккуратным.
Я нужна вам для порядка,
Зря страницы не листай,
Там, где я, вот там читай?(Закладка)
Чтение учителем вступительной статьи «Дорогой друг!».
Работа по учебнику.
Задание № 1П
.Учитель предлагает рассмотреть картинку в учебнике. Читающие дети читают, как знакомятся Дамир и Сауле. Учащимся предлагается тоже познакомиться, назвать свое имя, спросить имя своего соседа. Дети отвечают на вопрос «Зачем надо знакомиться?»
Работа в прописи. К
Знакомство с прописью №1.
Элементы прописи (обложка, титульный лист). Первые учебные принадлежности для письма. Знакомство с шариковой ручкой и правилами обращения с ней при письме. Правила посадки при письме для правшей и левшей.
Задание № 1.
Заполнение анкет. Выбирают:
я - мальчик, ученик, закрашивает букву - слово Я синим цветом, я - девочка, ученица, закрашивает букву - слово Я красным цветом. Вписывают под руководством учителя свое имя, возраст, класс.
Работа по учебнику.
Задание № 2.КДети под руководством учителя рассказывают, что происходит в классе, обращая внимание на иллюстрацию в учебнике. Рассказывают, какие имена детей запомнили. Сколько девочек и мальчиков в классе?
Задание № 3. ПИгра «Собери портфель».
Дети делят предметы на группы. Называют одним словом. Объясняют, для чего каждая группа предметов предназначена, и выбирают те, с которыми они ходят в школу.
Задание № 4.ПОбразовав пары, дети рассказывают о своем первом дне в школе.
Работа в прописи.
Задание № 2. Учитель знакомит детей с видами штриховки и предлагает заштриховать девочку или мальчика цветными карандашами по своему желанию штриховкой в любом из данных направлений. Критерии успеха Учитель подводит детей к мысли, что учеба - это труд, который требует собранности, ответственности и трудолюбия. Конец урока
Развитие речи.
– Ребята, а как называется место, где находится ваш дом, ваша школа, живут ваши родители? (Родина)
– Наша Родина – Республика Казахстан. И, как у каждого государства, у нее есть свои символы.
Учитель предлагает детям обратить внимание на герб и флаг. Сообщает, что каждое государство имеет свой гимн, герб и флаг. Предлагает вспомнить, что такое гимн (это главная песня страны, ее исполняют и слушают стоя).
Учитель обращает внимание учеников на герб РК. Герб и флаг есть у каждого государства. В флаге и гербе зашифрована очень полезная информация о нашей стране. В герб Казахстана включено изображение шанырака. У казахов есть высказывание «Пусть будет высоким твой шанырак, широкими твои стены и прочной основа твоего дома». Именно это мирное пожелание положено в основу герба. У каждого человека есть своя путеводная звезда, такая звезда должна быть и у государства. Звезда на гербе Казахстана – путеводная для каждого ее гражданина. Еще на гербе изображены небесные кони – тулпары. У коней много заслуг перед человеком. Конь в степи – первый помощник и друг.
Затем учащимся предлагается обратить внимание на флаг.
– Какого цвета флаг нашего государства?
Что изображено на нем?
Как вы думаете, почему?
Учитель предлагает информацию о флаге. По флагу, который держит человек, можно узнать, кто он и жителем какого государства является. Например, красный флаг – это знак отваги, черный – знак печали, а белый – знак смирения. Почему флаг нашего государства голубой, а не зеленый, или, например, желтый? Ведь Казахстан – это страна зеленых степей и желтых пустынь! Синий – это цвет воды. Без воды нет жизни на земле. А еще это цвет неба! Небо – как крыша дома, под которой живут миллионы людей. Оно одно на всех. Солнце – дает жизнь всему на земле. А его лучи похожи на капельки воды или зерна. Хлеб – это богатство. Есть хлеб – значит, будут сыты жители страны.
А по национальному орнаменту «кошкармуйиз» («бараньи рога») сразу можно догадаться, что это флаг Казахстана.
– А какая птица изображена на флаге? (Беркут) Как вы думаете, почему именно эту птицу поместили на флаге?
Во-первых, степной орел – одна из самых больших птиц на свете. Размах ее крыльев достигает 3 метров. Во-вторых, эта птица очень сильная, мужественная и выносливая. В-третьих, беркут всегда защищает своих птенцов, и, в-четвертых, он считается очень мудрым: летает высоко и видит больше всех.
Итог урока. Рефлексия.
Для чего люди знакомятся?
Как называется ваша первая учебная книга? (...)
Чему она будет вас учить?
Какие правила обращения с книгой вы сегодня узнали? (Использование закладки)
Если ребенок понял тему и способен применить знания и умения, он дорисовывает смайлику в прописи
улыбку, если цель достигнута частично - прямой ротик, если цель не достигнута - грустный ротик.
На шкале трудности
Дети закрашивают количество кружков, соответствующих сложности материала на уроке. Критерии успеха Критерий оценивания: Обучающийся
-различает текст, предложение, слово.
- составляет два предложения, соответствующие схемам и
картинкам;
- определяет количество слов в предложениях;
- называет особенности текста. Дифференциация
Оценивание
Здоровье и соблюдение техники безопасностиЗдоровьесберегающие технологии.
Используемые физминутки и активные виды деятельности.
Перечислить школьные принадлежности (аукцион слов).
Педагог проводит беседу, задает вопросы, более сложные - ученикам с высоким уровнем мотивации.
Оказывает необходимую помощь в процессе индивидуальной работы в прописи.
Наблюдая за работой учащихся в группе, их самостоятельной работой. Задавая вопросы по ходу урока. Просматривая работы учащихся в тетради (задания).
Задавая вопросы во время просмотра презентации.
Анализируя результаты ученической рефлексии.
Ступеньки успеха.Смайлики. Шкала трудности.
Динамическая пауза.
(Под музыку дети повторяют слова и выполняют движения.)
Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх, руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И, конечно, улыбнулись.
А потом мы умывались.
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь.
В школу, к знаниям стремясь.
Пальчиковая гимнастика.
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке будут буковки писать.
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки.Повторяют упражнение несколько раз.)

error: Content is protected !!