Что боится молодой учитель. Бойся молодых учителей. Молодость — не значит современность

Андрей Хуснетдинов, выпускник МГТУ им. Баумана, вернулся в свою школу в качестве учителя математики и рассказал нам о том, что там изменилось.

Как стать учителем

В школе я был самым успевающим в классе по математике, она мне очень нравилась. Несколько лет ездил в лагерь в качестве вожатого. Работать с детьми мне было в кайф и поэтому захотел стать учителем. Год назад в местной школе, где я сам учился какое-то время, скончался учитель математики, освободилась вакансия. Педагогического образования у меня пока нет, но я проходил курсы учителей математики для формирования какого-то базового знания о преподавании математики. Скорее всего, в этом году буду поступать в универ, чтобы получить педобразование.

Мне дали пятые классы и на первых порах в одном из них не удавалось установить порядок, но школьный психолог поработал с особенно буйными школьниками и всё пришло в норму. В первый день в школе я боялся, что дети будут вести себя шумно, а мне не удастся их успокоить, но от одного опытного преподавателя услышал фразу "Они тебя боятся гораздо больше, чем ты их". Я действительно это понял.

В первые две недели я усиленно запоминал лица и имена: активных и разговорчивых было запомнить в разы легче, чем тихонь, которые сидели себе ровно и молча писали. Также стало понятно, как много времени занимает проверка тетрадей и подготовка уроков. На меня свалилась разработка общего календарного плана на год и ещё куча разных отчётов. Учась в школе, я думал, что намного проще готовиться к уроку учителю, чем ученику - это не так.




Как справляться с учениками

Поведение учеников разных классов бывает совсем разным. В одном классе внимательно слушают и действительно хотят получить знания, в другом хотят пообщаться и пошутить, забив на учёбу. Старшеклассники ведут себя спокойно. Пожалуй, не было такого случая, когда именно старшие хотели вывести меня из себя. Старшеклассницы хихикают и переглядываются на моих уроках, но я не связываю это с собой, а каких-то явных проявлений интереса ко мне с их стороны нет. С учениками у меня не было очень серьёзных конфликтов. Если возникает недопонимание и они начинают вести себя шумно, то остаток урока превращается в проверочную работу и все получают оценки в конечном счёте.

В учительской

По сравнению с тем временем, когда я сам был школьником, почти ничего не изменилось. Классы оборудованы лучше, нет теперь дневников, журналы только в электронном виде. В целом, всё те же знакомые лица, что и лет 10 назад, среди преподавателей, но и немало молодых учителей. В основном, в педсоставе женщины за 50, а всех мужчин можно пересчитать по пальцам: трудовик, физкультурник и я. В учительской в основном можно слышать разговоры о каких-то учениках и разных отчётах, которые нужно сдать в срок. В общем, скучновато.

У каждого учителя "за 50" свой взгляд на нынешних школьников. Кто-то говорит, что не бывает плохих классов, а кто-то наоборот, что "раньше было лучше" Но в целом все прекрасно понимают, что школьная программа меняется с течением времени, как и увлечения учеников. Сейчас принято учить и развивать личностные качества ребёнка, а не просто вбивать в голову материал, как это часто бывает.

Современный школьник

Мне кажется, что примерно 85% школьников не расстаются со своими телефонами в принципе и с большой неохотой откладывают их на время урока. Пятые классы играют во что-то, а те, кто постарше, переписываются в мессенджерах и фоткают свои мордашки в инстаграм. В принципе, мне показалось, что сейчас ученики стали более аморфными и ленивыми. Но если начну говорить, что это факт, то меня закидают помидорами и причислят к тем, кто говорит: "Вот в наше время было лучше". Есть, конечно, талантливые ребята, которые на лету схватывают материал, а ещё и просят добавки к д/з, но их очень мало, да и не в каждом классе такие есть.

Как и везде, весь народ делится на какие-то группы по интересам. Кто-то ходит на туризм, кто-то в музыкалку, а кто-то любит футбол. Но говорить о том, что существует какое-то одно огромное движение, я бы не стал. Несмотря на школьную форму есть те ребята, которые "на стиле". Футболку с принтом под пиджак, модные джинсы и полетел ловить популярность. Такие обычно любят выкрикнуть шуточку на уроке, но вот с оценками не очень у них хороши дела.



Дети богатых родителей обычно популярны, ведь приносят какие-то технологические новинки или то, что в тренде, и делятся этим. Например, iPhone X появился у одного моего ученика, как только вышел. И это в пятом классе. Ну и само собой это приковало к себе внимание, даже со стороны некоторых учителей. Серьёзные конфликты случаются. Например, недавно один парень сломал другому ногу - толкнул парту, которая как раз на ногу и упала. Или ещё раньше парень славянской внешности устроил словесную перепалку с татарином, которого называл киргызом. Но по итогу все эти конфликты идут прямиком в руки школьному психологу, который общается с детьми, родителями и учителями. И в итоге находит выход из ситуации. Проблема именно нашей школы в том, что в ней всего один психолог, хотя по количеству учащихся психологов должно быть как минимум два.

В социальных сетях меня вычислили в первую неделю работы и начали добавляться. В вк я добавил всех, кто просился. Там иногда ребята задают вопросы, связанные с учёбой, а порой лайкают фото или какие-то записи на стене. Но вот в другие соцсети никого не пускаю.

Что слушают?

Если говорить о музыке, то есть у меня занятия в 4 классах и в одном из них постоянно одна девочка напевает разные композиции. Сначала было "Розовое вино", а потом на каком-то из занятий она поехала в магазин Gucci в Санкт-Петербурге. О следующей строчке песни тактично умолчала, сказав, что её не помнит. Вообще очень многие школьники слушают именно рэп. Но при том у каждого он свой, за исключением общеизвестных хитов.

Под Новый год в школе было одно мероприятие в актовом зале, что-то вроде конкурса песни. И там звучал трек Post Malone "Rockstar". Такого дружного хора голосов из всего зала я, пожалуй, до этого не слышал. Ещё удалось заглянуть на школьную дискотеку: точно помню, что были треки Элджея, Макса Коржа и T-Fest. Из того, что я слышал в школе: Face, ЛСП, Miyagi, Хованский, Pharaoh и Макс Корж. Также многих разных зарубежных исполнителей: Yung Lean, Kendrick Lamar, Drake. И многих малоизвестных исполнителей, ну или не известных конкретно мне. Но в основном что-то ритмичное с мощным битом. Не из рэпа очень популярны Время и Стекло, Ленинград.

Я сам пока не определился, оставаться ли работать учителем или нет. Платят не очень много, но мне нравится работать с детьми, видеть их успехи и знать, что играю действительно важную роль в их развитии. Да и перспективы в принципе есть, хоть и не особенно большие. Существует перспектива работы репетитором - c помощью индивидуальных занятий можно зарабатывать в разы больше, чем сейчас. Также из простого учителя можно выбиться в заместители директора, что помимо увеличения количества обязанностей влечёт за собой увеличение зарплаты. Плюс стаж и повышение квалификации тоже пойдёт в плюс заработку.

Зарплата зависит от количества часов, которое ведёшь свой предмет. Плюсом к ней идёт разная внеурочная деятельность. Ещё прибавляются так называемые стимулирующие выплаты. Поэтому зарплата молодого учителя в селе может колебаться где-то от 16 до 50 тысяч в среднем, в зависимости от графика и количества сделанных дел. В Москве же можно смело придя из университета получать 70 тысяч рублей.

Молодой учитель часто становится персонажем «Ералаша» или фильмов. Молодой, неопытный, не умудренный сединами и полувековым стажем. Или наоборот: креативный, современный, многое знающий и умеющий? Выпускники педагогических вузов в школу приходят разные. Но одно у них общее: всем предстоит период адаптации не только с учениками, но и со взрослыми коллегами.

Интересно : Когда-нибудь задумывались о возрасте среднестатистического педколлектива? Больше всего (35%) учителей от 40 до 50 лет. Почти четверть — старше 50 лет. 17% педагогов — пенсионеры. Выходит, что на возрастную категорию учителей младше 40 лет приходится лишь 23%.

Почему они все против меня?

Главные причины недовольства вчерашним выпускником педвуза:

  1. Мало опыта. У выпускника педвуза есть только опыт педагогической практики. И все. Но даже заслуженный педагог когда-то начинал, и у всех было первое рабочее место. Не стоит об этом забывать родителям и опытным учителям.
  2. Скоро уйдет в декрет. Родители и коллеги опасаются, что молоденькая учительница не доведет класс до конца учебного года, покинет учеников в разгар семестра. Но от этого не застрахована и учительница в 40 лет. Дети, декрет — весомая часть жизни.
  3. Не успел заработать авторитета. Опытные педагоги и активные родители сетуют на молодого классного руководителя за торопливость и дружеские отношения с учениками. Но возможно именно такой подход дает хорошие результаты.
  4. Несерьезно выглядит. Что начинается, если у молодого педагога разноцветные волосы, нестандартная стрижка, татуировки или пирсинг. Или слишком юный вид. Сколько одновременно поводов для пересудов! И сразу забывается, что внешность — это не характеристика личности и специалиста.
  5. Преподает по другим методикам. «Какие еще веб-квесты и ленты времени? Лучше бы детей погонял по датам и карте». Вот так примерно реагируют коллеги на новинки от молодого учителя на уроках. Но опытные педагоги забывают, что подготовка учителей сейчас и 10, 20, 30, 40 лет назад отличается. Сегодня отечественная педагогика перенимает положительный зарубежный опыт. И от этого никуда не деться.

Важно : Многие родители опасаются молодого классного руководителя или учителя по профильным предметам. Но такой педагог имеет веские преимущества над учителями старой закалки:

  • не боится современной техники, владеет инструментами ИКТ;
  • на одной волне с вашими детьми. Понимает, что их волнует, интересует;
  • не успел устать от учительской работы, он полон энтузиазма, юношеского максимализма и запала.

Так может родителям и взрослым коллегам не стоит паниковать и нагнетать ситуацию, а дать шанс человеку нормально работать?

Что волнует молодого учителя?

Сами выпускники педвузов и начинающие педагоги отмечают, что им в первые недели и месяцы работы в школе приходится несладко. На что жалуются молодые учителя на форумах и в социальных сетях?

Иван, 27 лет, учитель информатики:
«Я и классный руководитель, и капитан школьной команды КВН, наладчик школьного сайта, верстальщик методичек и буклетов о школе, дизайнер плакатов на спортивные, развлекательные, образовательные мероприятия для учителей и педагогов. Еще и в нагрузку системный администратор. На выходных частенько налаживаю компьютерную технику коллег. Был случай, что и утечку труб помогал ликвидировать слесарю с завхозом. А жить-то когда?»

2. Маленькая зарплата

Дмитрий, 28 лет, учитель английского языка:
«Выпускник педуниверситета на первом рабочем месте получает копейки. Нет стажа, других надбавок. Да и классное руководство мало кто из директоров готов дать новичку. А чего стоят бои за часы в классах. Вроде бы английский язык преподается с 1 по 11 класс, и нагрузка на всех учителей-предметников должна быть равномерной. По факту, заслуженной учительнице-пенсионерке — побольше, потом идут педагоги категории 50+, а потом крохи собираем мы. Смешно было наблюдать недоумение администрации, когда подавал заявление на увольнение. Я же семью обеспечивать должен».

3. Пренебрежительное отношение коллег

Диляра, 25 лет, учитель биологии и географии:
«Интересно выходит. К коллегам я обращаюсь по имени и отчеству даже в учительской и наедине. А они мне: «Деточка, Диляра». Да и еще при детях. Ну разве так можно?».

Правила выживания для молодого педагога в школе

Если вы только начинаете работать в школе, воспользуйтесь советами бывалых коллег, кадровиков и психологов.

  1. Быть дипломатом. При общении с коллегами, учениками, родителями, администрацией. Спокойно выслушивайте замечания, помня, что критикуют не вас, как личность, а работу.
  2. Не казаться лучше. Старания и конкуренция — хорошо, но не старайтесь в первые месяцы работы обойти заслуженного учителя, взвалить на свои плечи всю работу.
  3. Чувство юмора как основа. В общении с родителями, взрослыми педагогами, учениками помните, что оптимизм, положительный настрой и уместная шутка способны быстрее и эффективнее достучаться до человека, чем тирада на 40 минут.
  4. Школа — не ссылка. Это просто место работы с плюсами и минусами.
  5. Не стойте на месте. Хотите получить авторитет среди коллег и подопечных? Станьте хорошим учителем. Посещайте развивающие бесплатные мероприятия, изучайте новые тенденции в педагогике, подпишитесь на «Школу талантливого учителя» , чтобы смотреть вебинары и проходить онлайн-курсы. Хотите быть лучше? Так станьте лучше.
  6. Быть личностью. Ваши хобби, увлечения и взгляды на жизнь никто не отменял. Рок на звонке мобильного, фотографии с туристических или театральных походов в социальных сетях только добавят вам очков в глазах учеников и коллег.

Вам слово: Мы уверены, что и молодым и опытным педагогам есть, что сказать по теме. Именно ваши комментарии помогут учителям разных поколений найти общий язык. Дерзайте!

Мы же попробуем узнать из первых уст, так ли страшен черт, как его малюют. Героиня нашего интервью проработала в школе преподавателем русского языка и литературы год, не имея педагогического образования. Она утверждает, что работа в школе совсем не так ужасна, даже если дети сложные, а опыта в преподавании нет совсем.

- Расскажи, в какой школе ты работала?

Я попала на работу в самую обычную петербургскую школу, когда приехала в Северную столицу в поисках приключений. Хотя назвать эту школу «обычной» будет не совсем верно. В Санкт-Петербурге почти все школы необычные, а в центре, где расположено мое бывшее место работы, так и вовсе одни сплошные лицеи, гимназии и продвинутые программы. Так что «обычность» школы как раз и была ее необычным фактором.

В этой школе учатся те дети, которые живут в двух шагах от Невского проспекта и музеев из туристической программы, но при этом не имеют достаточно социального капитала в семье, чтобы пробиться в действительно мощную школу с солидной историей и репутацией. Почти у всех из них неполные семьи, трудные жизненные ситуации, два десятка соседей в коммунальной квартире и мало надежд на поступление в вуз.

В том классе, где я была руководителем, отцы имелись только в 3 семьях из 26, в остальных или ушли из семьи, или сидели. Либо дети вообще были сиротами и жили у бабушек, дедушек и теть.

К девятому классу 4–5 детей из каждого класса вставали на учет к инспектору по делам несовершеннолетних. Даже у меня в пятом классе уже такая девочка была, хотя, казалось бы, молоко начальной школы еще на губах не обсохло. А еще много мигрантов, где-то процентов по 10 % в каждом классе, они по-русски говорят крайне слабо.

Ученики этой школы были настолько далеки от идеальных гимназических идеалов, что за пару лет до моего прихода руководству пришлось упразднить 10-й и 11-й классы. Настолько мало детей оставалось после девятого и хотело получить полное школьное образование или пытаться поступить в высшее учебное заведение.

Не думайте только, что это школа для трудных подростков или какое-то спецучреждение. Самая обычная школа, каких много в каждом городе, они растворены между образовательных заведений с громкими именами, и никто на них внимания не обращает. Никаких олимпиад, никаких титулов, никаких педагогов с медалями и грантами, но и в таких школах учатся тысячи и тысячи детей, которые требуют внимания. Когда я искала работу в школе, то перевидала в Петербурге десятка два таких мест.

Сколько тебе тогда было лет? Почему вообще решила вдруг стать учителем в этом возрасте без соответствующего образования?

Я в эту школу пришла, когда мне только-только исполнилось 26. Закончила до этого филфак и несколько лет работала редактором и PR-менеджером в родном городе, потом решилась на переезд, а вместе с местом жительства сменила и профессию.

Двадцать шесть - не самый юный возраст для педагога, но в этом месте я оказалась самой молодой из всего педагогического состава на 35 человек.

Сложно объяснить, почему вдруг я решила сменить профессию. Может быть, именно переезд так повлиял: в моменты неудобства и экзистенциального кризиса всегда острее осознаешь жизненные ориентиры. Я до сих пор считаю, что стала бы хорошим учителем на веки вечные, если бы не обстоятельства, но сейчас возвращаться в профессию уже поздновато. Этот год был хорошим опытом, пусть и непростым, и я вспоминаю о нем исключительно с теплотой. Поэтому сейчас с вами и беседую - может быть, кто-то после моего рассказа тоже решит выйти из зоны комфорта и перестанет бояться учительской непростой стези.

Я вообще считаю, что хороший учитель - это не тот, кто получил соответствующее образование. Может быть, их и правда учат каким-то секретным техникам, которые позволяют лучше вкладывать знания напрямую в головы учащимся. Но самим детям куда важнее человеческое к ним отношение, которого в школах ой как не хватает. А школьные программы такие несуразные, по крайней мере в моей области русского языка и литературы, что там хоть десять педагогических вузов закончи, всё равно лучше ничего с образованием не станет.

Хороший учитель - это тот, который готов помочь детям в неравной борьбе с нашей системой образования. Он борется с ними на одной стороне, а не против них, но при этом и на шею себе сесть не дает. Если кто-то осознает в себе такое желание помочь детям, то из него выйдет отличный педагог, даже если он сам учился на кого-то другого.

- А это вообще возможно - стать учителем в школе без педагогического образования?

Сложно, но можно. В школы с громкими именами человека «с улицы» не возьмут, но и желторотого новоиспеченного выпускника педа тоже. Там царствуют бумажки и звания. В некоторых школах проверки настолько замордовали руководство, что они тоже не берут людей со смежным образованием. Например, в некоторых местах мне отказывали в собеседовании, мотивируя это тем, что им можно брать учителей только с маркировкой «педагог», «воспитатель» или «психолог» в дипломе.

Некоторые школы в выборе педагогов совсем непритязательны, особенно когда началась чехарда с постоянными сменами стандартов образования (ФГОС), и старые опытные учителя не успевали за этими требованиями.

В одном месте, куда я пришла пообщаться с директором, он выскочил из подсобки в одной майке-алкоголичке, весь красный и потный, схватил меня за руки и пытался заставить подписать все документы, даже не посмотрев мои бумаги. «Будете преподавать русский, литературу и английский!» - радостно кричал он, одной рукой распечатывая договор, а второй - достругивая что-то рубанком.

«Какой английский? - ужасалась я. - Я же на филолога училась, русская словесность, английский знаю в основном по школе». «Ничего-ничего, - успокаивал он меня, - никакой разницы. Что русский - язык, что английский - язык, а у нас страшно учителей не хватает!»

В итоге мне с нулем лет работы педагога, филологическим дипломом и смутным представлением о работе учителя предложили место в трех школах, каждая из которых была в пешей доступности от места проживания. Выбрала ту, к которой ходить красивее всего, мимо Музея Арктики и Антарктики. Правда, это не единственный фактор для выбора.

По сути, меня там директриса взяла на слабо. Она не стала придумывать никаких завлекалочек, а честно сказала, что придется взять пятые классы и восьмые. И что один восьмой класс - жуткий кошмар, от которого каждый год по несколько учителей отказываются.

Я сама в таком училась и решила, что это хороший челлендж. Если справлюсь с хулиганами и грозой школы, то мне точно место в профессии.

- Справилась?

Можно и так сказать. Сделать из них отличников, как в советских фильмах, конечно, не получилось. Все-таки три года беспорядочной смены учителей, каждый из которых не успел ничему путному их научить, сказались на общем уровне. Мы в восьмом классе изучали едва ли не то же самое, что в пятом, потому что они не то что это не помнили, а вообще не знали.

Зато в общении и в порядке с классом никаких проблем не было. Матерые преподаватели поначалу меня очень жалели и регулярно прибегали проверять, не случилось ли у меня там еще истерики посреди урока. Потом пытались выспросить рецепт, как я с этими «отпетыми негодяями» нашла общий язык. А там и секрета-то не было, достаточно было просто не считать их априори отпетыми негодяями. Обычные дети. Хамоватые, несколько сложных скандалистов, но для подростков это не то чтобы нестандартное поведение.

Я убеждена, что у детей и подростков очень тонко настроенная чуйка на уважение. Они всегда чувствуют, когда другой человек считает их личностями, а когда - враждебной биомассой для обработки. Просто не держите детей за дурачков и поощряйте их, а не ровняйте с грязью, тогда они горы ради вас свернут.

Ко мне эти же восьмиклассники прибегали жаловаться, что их математичка напрямую называет баранами, а физичка - тупыми. Какое же после этого желание торчать на уроке у такого учителя? Начинают кидаться портфелями, переворачивать парты, глумиться и доводить недальновидных преподавателей до слез. Вызывать родителей у таких хулиганов бесполезно. Все равно не придут, а если придут, то будут себя так же вести, как и дети.

Может быть, они не схватывали все на лету и часто скучали во время многих уроков, но все-таки можно в любую голову вложить хоть часть знаний. Я себя не тешу иллюзиями: многие мои уроки были скучными, особенно по литературе, которую и мне-то часто было скучно по программе читать, и я из кожи вон лезла, чтобы хоть что-то сделать поинтереснее. Зато когда один такой «трудный» восьмиклассник-боксер умудрился получить честную (не натянутую даже!) четверку, то он потом с ней в дневнике и мной селфи делал и на каждом углу показывал. Утверждал, что это вообще его первая четверка по предмету с начальной школы.

Один раз восьмиклассники стырили у меня из сумки, оставленной за столом, флешку. Я другим учителям не стала рассказывать, потому что они уже жаловались, что это все «ворье проклятое» и «ничего оставить нельзя». Не стала давить на класс и объявлять их виновными, хотя было ясно, что это кто-то из них. Спокойно поговорила, рассказала, что флешка не моя и на ней важная информация, я уверена, что никто из них не хотел плохого и если взял, то по ошибке. Дескать посмотрите по своим вещам дома, вдруг случайно захватили, с кем не бывает, я же верю, что вы нормальные ребята, а не как про вас слухи распускают.

На следующий день прихожу к ним на урок - а на столе лежит эта флешка и шоколадка. Сложная ситуация, не спорю, не было уверенности, что все разрешится, но как приятно получить такой результат. Все-таки подростки всегда открыты для тех, кто их слушает, уважает и не прессует.

Гораздо сложнее оказалось с пятыми классами, где мне тихой сапой всучили классное руководство. Дети там были после хорошего опытного педагога в начальной школе, неглупые и относительно послушные, но с ними было всё равно в сто раз тяжелее, потому что они требовали еще больше внимания.

- В чем вообще состояли твои обязанности? И чем отличается классное руководство от обычного преподавания?

Просто преподавание и классное руководство - это небо и земля. Если у тебя просто уроки, то жизнь проста и прекрасна. Утрирую, конечно, но тогда твой рабочий день достаточно стабилен. Приходишь, оттарабаниваешь нужное количество уроков, потом готовишь уроки по программе на следующий день, заполняешь нужную тонну проклятых бумажек (половина из которых никому и никогда не понадобится), забираешь тетрадки на проверку и уходишь домой счастливый и безмятежный около трех часов дня. Вообще, у нас в школе так и было заведено: рабочий день считался до трех, при том что уроки заканчивались в час. Но почти все классные руководители оставались при этом до пяти-семи часов вечера, пока сердитый охранник не гнал нас прочь поганой метлой.

Что такое классное руководство? Это огромный геморрой, за который вам доплатят в лучшем случае тощенькие пару тысяч в месяц.

Вы будете заполнять в сто тысяч раз больше бумажек, чем обычно, забивать стрелки с преподавателями по поводу учеников, бесконечно подсчитывать какие-то цифры, общаться с родителями, ходить на экскурсии в скучные и не очень места, принимать звонки в любое время дня и ночи, жить без выходных, мирить поссорившихся подружек и утешать драчунов после бурной схватки на портфелях, одновременно назидательно показывая им увесистый кулак. Вам придется узнать подробные биографии, Ф. И. О. и бытовые мелочи десятков семей, познакомиться с кучей народа и еженедельно собирать дневники на проверку, в которых всё равно все страницы останутся пустыми. Худшее же, что можно придумать, - это классный час, который детьми воспринимается как повинность и лишнее учебное время, когда можно было бы бегать на улице.

Учебные планы требуют от классных руководителей целой кучи разнообразных вещей. Например, обязательное культурное мероприятие в такой-то период, посещение «места интеллектуального досуга» с такой-то периодичностью и выпас детей по музеям как можно чаще.

Учителя постарше настолько пренебрежительно относились к этой сфере, что детей брали неизменно только в те музеи, которые через дорогу. Для галочки. В итоге восьмиклассники были в Музее Арктики и Антарктики 12 раз, а пятиклассники - трижды.

Я применяла все свое хитроумие, чтобы обойти бюрократические схемы. Как-то раз мы сформулировали наш «культурный поход» как «укрепление связей нового классного руководителя с составом обучающихся», отпросились у учительницы истории и на полдня ушли в развлекательный детский центр с лазертегом и игровыми автоматами. Однако чаще всего такой финт не провернешь.

С классным часом и того хуже. Сверху приходят обязательные темы для учащихся, и по ним нужно отчитаться с фотографиями и подробной занудной формой. Многие из них интересны примерно так же, как творчество Влада Сташевского в 2018 году. Тут мы вообще с классом филонили вовсю: делали один красивый слайд по теме, его автор в порядке живой очереди получал пятерку в журнал, затем весь класс фотографировался на фоне слайда с улыбкой во все 28 зубов (или сколько их там у пятиклассников?) и спокойно расходился по домам. В итоге мы были единственными во всей школе, кто не только выполнил план по классным часам, но и перевыполнил его, нас все ставили в пример, и пятиклашки раздувались от гордости. Мало того что они молодцы, так еще и с учителем связывает общая хитрая тайна.

Тут можно начать занудно брюзжать, что чему учат детей, обманывать нехорошо… Но это все педагогические идеалы в вакууме. Дети прекрасно понимают, когда ерунда делается для галочки и ею можно пренебречь, а когда обман - это действительно ложь. Классные часы с интересными темами мы проводили без проблем, и ученики сами с большой охотой готовили к ним тему.

Как-то на классный час пригласила к ним видеоблогера, который в то время был популярен среди школьников. Ох, что тогда творилось: вся школа сбежалась под двери кабинета, и нам пришлось дорогу сквозь толпу расчищать, как сквозь фанатов на рок-концерте.

Мои малявки потом попали в видео этого блогера и несколько месяцев ходили, задрав нос, снисходительно отвечая на расспросы более старших товарищей.


- Что сложнее всего делать классному руководителю?

Родительские собрания невыносимы. Уговорить родителей что-то сделать практически невозможно, все сразу становятся занятыми.

Очень не хватает времени поговорить с каждым родителем о каждом ребенке отдельно - но и не хочется держать всех слишком долго. Я на первое время даже практиковала частные беседы с каждым родителем, когда у него есть время, но они страшно боялись этих встреч. Родитель одного мальчика из Узбекистана пришел на встречу с коробкой шоколада и огромной охапкой алых роз. Его сын два месяца не сдавал дневник на проверку и замазывал двойки в нем корректором, рисуя поверх дрожащие гигантские пятерки. На вопрос: «Почему замазка?» отвечал отцу, что в российских школах так и принято.

Сложно пытаться примирять детские конфликты, когда они вспыхивают в классе, а без них в этом возрасте никак. Игнорировать их нельзя, потому что иначе какой же ты классный руководитель. Каждая ссора - это и твоя ссора тоже. Один раз пришлось прибегнуть к мракобесию в виде НЛП, когда поссорились две лучшие подружки. Я попросила их излить на двойной листочек всю обиду на свою товарку, обозвать ее всеми ужасными словами, а потом мы ритуально эти листочки порвали и закопали. Очень хихикали, пока писали и закапывали, заодно и помирились.

Бывали и совсем нестандартные ситуации.

Один мальчик решил признаться другой девочке в любви, но выбрал для этого совершенно небанальный способ (и это в пятом-то классе, какая же у него теперь, наверное, фантазия). Он взял общую тетрадь в 64 листа и изрисовал каждую ее страничку пенисами.

Сотни пенисов, причем все разные по виду и форме, ни один раз не повторился, словом, вложил всю душу. Тетрадку подарил возлюбленной, та оказалась очень практичной, не стала сразу действовать на горячую голову, а взяла презент домой, чтобы обдумать план дальнейших действий и достойный ответ. Дома тетрадку нашли родители и схватились за голову, начали вызывать родственников мальчика чуть ли не на дуэль. В общем, пришлось неделю потратить, чтобы всех успокоить. Тетрадку конфисковали, как вещдок, она осталась в кабинетном шкафу в качестве наследия для следующего классного руководителя. Что угодно бы отдала, чтобы увидеть ее лицо, когда та ее нашла и открыла.

А еще сложно на Первое сентября. Мне вручили 26 букетов, один больше другого. И отказываться неудобно, и тащить невозможно, и разместить негде. Все-таки родителям надо кооперироваться и в такие моменты приобретать один букет сообща: и дешевле, и практичнее. У меня комнатка была в шесть квадратных метров, где я временно жила, так букеты всю ее заняли.

- Кстати, про Первое сентября. Что учителя делают перед ним целое лето и на других каникулах?

Летом, как правило, отдыхают. Без этого никак, выгорание дикое, особенно после весенних экзаменов.

Если бы не было летних каникул, то учителя, наверное, глотки ученикам и их родителям разрывали бы через некоторое время.

Но учительские летние каникулы не равняются ученическим, гораздо меньше.

Сначала нужно закончить все дела с экзаменами, проверками, сдачами кучи бумажной статистики, итогов и прочей дребедени. Это может затянуться вплоть до июня, особенно если работаешь со старшими классами. Потом отдыхаешь, а где-то в середине августа или даже чуть раньше надо вернуться в школу и подготовить учебный план, потом утвердить его на сотне инстанций, особенно если грядут проверки. Стандарты и прочие мелочи постоянно изменяются, так что даже если план идеально работал сколько-то лет, его могут попросить напрочь переделать. Ужасно тягомотная работа, особенно потому, что она все равно будет далека от реальности.

- Эффективность учителя тоже оценивается по плану?

Само собой. Хотя на самом деле эффективность учителя оценивается по тому, насколько он умеет работать со скользкими бумажками, подтасовывать реальность и смещать акценты. Это черная сторона педагогики. Не буду утверждать, что такое в каждой школе, ведь в каждой школе я не была и не работала. В нашей работало правило, что без бумажки ты сам знаешь кто.

Дети, уроки, посещения выставок, оценки, классные часы - любая школьная деятельность монотонно перерабатывается в цифры статистики. Настоящий постмодернизм и оцифровка реальности. Как педагогу-предметнику мне нужно было оценить и высчитать целые кучи разнообразных процентов, вмещая личности учащихся и их способности в эти числовые показатели.

Учителям невыгодно, чтобы школьники плохо учились, потому что тогда его цифровой показатель падает, репутация снижается и дело может даже дойти до серьезных вдумчивых бесед с завучем, хотя она обязана их проводить тоже только для галочки и прекрасно понимает реальную ситуацию. Но ей тоже надо всю эту информацию примерно в той же форме подбивать.

- От этих показателей зависит зарплата?

У нас не зависела. Знаю, что бывают надбавки за хорошие показатели, но это редко. Чаще всего эти показатели нужны для того, чтобы повысить свой учительский статус. А вот это уже не пустой звук: от статуса и прочих регалий зависит то, какую зарплату ты будешь получать.

Вообще, рассчитать среднюю зарплату учителя невозможно, хотя все это пытаются сделать. Очень много факторов на нее влияет. Стаж работы. Категория. Количество рабочих часов. Классное руководство. Наличие сертификатов и прочих регалий. За проверку тетрадей платят отдельно!

У меня никакого стажа работы и категории, никаких сертификатов. Тетради проверяла много, классное руководство было, ставки было полторы (то есть очень много: почти все уроки каждый день без окон). Зарплата выходила около 30 тысяч рублей, для 2014 года по Питеру - не так уж плохо в гуманитарной сфере.

И это с тем расчетом, что каждый год зарплата будет расти, особенно если стараться и крутиться, потому что каждая мелочишка чуть-чуть да повышает общий коэффициент, на который умножается ставка.

Опытные преподаватели вполне могли позволить себе жить без классного руководства и на неполную ставку. Бонусы набегали неплохие. Однако опять же многое зависит от ситуации. Вот у учителя русского языка и литературы всегда много работы и уроков. А у некоторых других предметников гораздо меньше. Кто-то может полную ставку даже не набрать.


- Много было таких опытных коллег? Какими они вообще были?

Да почти все были опытные. Иногда настолько опытные, что на них уже мох вырос. Сплошь старая школа. Была одна девушка на пару лет меня старше и пара учительниц около 35 лет. Всем остальным далеко за 40, а еще чаще за 50, кому-то даже и за 60.

Я теперь натренированная и в толпе отличаю таких педагогов старой школы по внешнему виду. В 95 % случаев это либо корпулентные дамы, либо сухие и тощие, но непременно в неуловимо одинаковых полустрогих одеяниях (юбках или костюмах), которые словно припорошены пылью. В руке - огромная сумка, в которой может поместиться три десятка тетрадей на проверку и какой-нибудь нерадивый ученик. Обязательно массивные и обильные украшения, а также такое выражение лица, будто тобой уже недовольны, хотя ты еще ничего не сделал. У меня даже теория есть насчет этих ярких украшений, что так компенсируется недостаток красок из-за дресс-кода.

Дресс-код, кстати, всегда есть. Существует список цветов и одежды, которую носить нельзя, его обязательно оглашают всем учителям. Ведь всем известно, что если ученик увидит, к примеру, красную блузку, то весь день насмарку.

Красный - цвет опасности, и бедный школьник так перевозбудится, что не сможет сосредоточиться.

Зато вот моя наставница была совсем другим человеком, хотя ей уже за 60. Чудаковатая такая и очень милая, увлеченная, так что ей ученики все прощали. За каждым молодым учителем такой наставник в школе прикреплялся, чтобы делиться опытом и советами, книжками и прочей помощью. Татьяна Николаевна работала на полставки словесником, потому что учителей очень не хватало. С электронной доской, которую тогда насильно везде вводили, совладать не могла, с компьютером не дружила, зато с детьми прекрасно ладила, как добрая бабушка из мультиков. Ученики несколько снисходительно к ее мурлыканью относились, но все равно любили. Жалко, что такой настрой больше никому из окружения не передался.

В целом учителя показались мне очень напуганными современностью, не любящими перемен, не очень интересующимися детьми. Как если бы они работали в офисе, а дети были бы скучными бумажками, которые проходят через их руки по долгу службы. Как там сейчас говорят - это мое оценочное суждение, не претендует на истину или обобщение.

- А мужчины в коллективе были?

Только физрук. Молодой и загадочный, потому что он вечно где-то пропадал. Все девчонки поголовно в него были влюблены (может быть, потому что больше не в кого было) и на уроки физкультуры накладывали такую боевую раскраску, что удивительно, как она с потом не затапливала подвал. Наличие такой же молодой жены их не останавливало, даже придавало пикантность. Жалко его, в общем, трудно, наверное, пришлось. Ушел через полгода. Может быть, не выдержал эротические фанфики, которые на него девчонки писали.

- А ты откуда о них узнала?

Сами же девчонки и показывали, хвастались. Писали они их куда старательнее, чем сочинения. Наверное, сейчас тщеславно прозвучит, но со мной многие старшеклассницы приходили просто потрындеть, потому что я не всплескивала в ужасе руками, не читала нотации и не бежала тут же стучать их классным руководителям. А очень часто и весьма продуктивные разговоры были. Например, посоветовала учить английский с помощью субтитров и сериалов, так они потом приходили и благодарили меня за это.

Но вообще с девочками в этом возрасте трудно.

Самые главные скандалистки - всегда девочки. Почти в каждом подростковом классе есть такая задира, которая специально учителей на прочность проверяет и ищет точку кипения.

В моем «трудном» восьмом такая хулиганка дошла до матюков и истерики с разбиванием каких-то бутылочек лака о стол. И смотрела так хитро сквозь челку, дескать, что ты сейчас будешь делать, а, училка? Родителей пригласишь? Да они не ходили отродясь и сейчас не появятся, утрись.

Я тогда не сдержалась и довольно зло ее отбрила. Начала говорить, она глаза закатила в потолок и протянула: «Ну во-о-от, опять лекция о поведении, сто раз слышала». Я сказала, что так себя ведут только неуверенные в себе люди, которые не знают точно, представляют ли собой что-нибудь, и за выпендрежем может прятаться пустота. Девчонка вспыхнула и выскочила за дверь, потом дождалась, когда все уйдут, молча убрала за собой следы от разбитой бутылки и гордо удалилась. Дальше вела себя уже достаточно нейтрально.

Не надо, наверное, так было говорить, но это я теперь задним числом такая умная. В школе же надо быстро ориентироваться, не всегда на ум приходит сразу лучшее решение. Большинство детей у нас были очень грустные, разочарованные, ненавидящие школу. Незачем их пригружать еще и лишней тяжестью. Откуда знаю? Ну а как еще характеризовать детей, которые в восьмом классе на полном серьезе меня расспрашивают об особенностях работы в «Макдоналдсе», а на мои удивленные такой любознательностью вопросы отвечают: «Надо готовиться, мы же знаем, что нам на большее рассчитывать нечего».

Ну да, большинство моих учеников звезд с неба не хватали, хотя были и умницы. Я все равно не понимаю, как школьные учителя могли им на полном серьезе говорить, что из них не вырастет ничего путного. Неужели в пединституте не учили этих педагогов с дипломами вовремя заткнуться и не вымещать на детях свое раздражение?


- Современные дети сильно отличаются от тех школьных времен, что ты помнишь по себе?

Они мне кажутся более тихими. Больше сидят в телефонах - наверное, поэтому.

Хотя шалости, конечно, никуда не ушли. Классическая кнопка под попку, драки, выкидывание в окно чужих тетрадей - это все не изменилось. Еще очень любили делать на перемене «царя горы». Учителям нужно было на переменах патрулировать коридор (еще одно странное правило), а детям запрещалось оставаться в кабинетах. Но если кабинет забывали закрыть, то туда ужом втихую ввинчивались хулиганы, быстро-быстро собирали из тяжелых парт пирамиду и на самую ее вершину водружали учительскую сумку или цветок в горшке. Разбирали такие пирамиды со скоростью черепахи и вздохами по пол-урока.

Все-таки подросток - всегда подросток. У них в это время в голове сериалы, игры, влюбленности, а никак не учеба, точно так же, как и у нас не была. У меня в восьмом классе были две близняшки, которые постоянно своим возлюбленным голову морочили. Такие санта-барбары устраивались! Ужасно похожи внешне, одевались одинаково и постоянно себя друг за друга выдавали. Вот только одна левша, а другая - правша. При этом левша - двоечница, а правша - почти отличница, бывает и такое.

Русской литературой в этот период заинтересовать трудно. Восьмым классам не до этого, у них гормоны в голове. А в пятом классе такая скучища занудная, что я бы по рукам надавала этим составителям учебных программ. Нельзя же так.

Неудивительно, что интерес к литературе душится на корню. Я у восьмых классов в качестве знакомства спросила, какая у них любимая книга, так никто ничего назвать не смог. Только одна девочка, тихоня на вид, назвала «Пятьдесят оттенков серого».

- С русским языком такая же история?

В русском языке больше пространства для фантазии даже в рамках программы. Правила одни и те же, а вот примеры на них можно придумать какие угодно. Школьники любят юмор и жизненное, сразу легко запоминают такие привязки. Напиши им не просто упражнения, а пару предложений про мультик «Время приключений» или про главного болтуна в классе - и правило будут назубок помнить.

Фантазия у них работает при этом так, что держись. Несколько раз давала свободные темы сочинений. Чего мне только не понаписали…

Одна девочка написала темную готическую дичь про повесившихся девочек, лошадиные кишки и трупы в пакетиках из-под чипсов. Масодов отдыхает. Пятиклассница написала фантазию про то, как она попала в конфетное королевство, долго-долго описывала сладкую мечту Вилли-Вонки, а потом вдруг в рассказе началась ядерная война, и «всему настал конец, зато конфет поела».

Но самое мое любимое сочинение написал тот самый маленький узбек, который затирал двойки в дневнике. Он почти не говорил по-русски, поэтому сочинение на свободную тему просто размазало его. В итоге он сдал прекрасную концептуальную работу:

Сочинение.

Так и слышу тяжкий вздох на месте многоточия.

С сочинениями в целом была беда. Так как никто не читает, трудно было объяснить разницу между разговорной речью и нужной для сочинения официальщиной. Точнее, разницу объяснить нетрудно, а вот где брать источники нейтральных и правильных формулировок в эпоху мессенджеров - большая загадка. Впрочем, это интересная задача, тоже мне нравилась.

- Если тебе все нравилось, то почему же ты ушла из школы?

Обстоятельства так сложились. Пришлось переехать в другое место, потом в третье, потом в еще одно. Когда устоялась, то попыталась устроиться в соседние школы, но там была строгая политика «диплом педагога or GTFO». Если бы тогда было время и средства на то, чтобы получить эту бумажку, то я бы с удовольствием получила, это не слишком дорого и долго при наличии гуманитарного образования. Идешь в ближайший пед на курсы переподготовки - есть полугодичные, иногда бывают вообще трехмесячные. Но в итоге порочный круг затянул: пришлось работать ради денег, а когда они появились свободные, то поезд уже ушел.

К четвертому десятку поздно начинать с одним годом педагогического опыта, зарплата будет непропорционально мала. А вот если сразу после вышки пойти, да даже и в 25–26, то все будет неплохо.

Школы любят молодых специалистов. Если не сидеть на попе ровно, то руководство выделяет деньги и на дальнейшее обучение, и на повышение квалификации, и на всякие ништяки, потому что активные люди везде нужны. Но для работы в школе нужно хотеть иметь дело с детьми и не бояться идти против течения. Нужно уже, чтобы как можно больше народу так шло, старая школа отмирает, но некому приплывать взамен.

"Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2012, N 10

МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ: ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЯ В ПРОФЕССИЮ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

Автор анализирует меры поддержки молодых учителей, предпринимаемые на государственном уровне и в педагогических коллективах школ Саратовской области. Используя антропологический подход в социологии профессий, описывает взаимоотношения в педагогических коллективах. Предлагаются направления поддержки и содержание действий, которые необходимы для устранения проблем в деятельности молодых учителей.

Избрав предметом исследования поддержку вхождения в профессию школьных педагогов, мы обратились к концептуальному аппарату социологии профессий, интерес к которой возрос за последние годы. Изучение экономического статуса профессионалов широко представлено в российском научном дискурсе, а их властные полномочия, специфика взаимоотношений с государством и потребителями услуг, стратегия профессионализации, групповая восходящая мобильность остаются малоизученными. В связи с этим предмет нашего исследования актуален и востребован в научном и прикладном значении. Говоря о различиях между антропологией и социологией профессий, следует отметить, что антропология профессий позволяет исследовать неявные социальные взаимодействия и культурные практики, скрытые от глаз внешних наблюдателей. Именно эта парадигма была избрана нами при разработке инструментария исследования и интерпретации полученных результатов.

Фокус-группа "Поддержка молодого учителя: мифы и реальность" была проведена сотрудниками "Центра социологических исследований Саратовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования" (СарИПКиПРО) в ноябре 2010 г. Нашими информантами стали 10 молодых учителей (6 - педагоги-предметники, 4 - педагоги начальных классов) в возрасте от 19 до 24 лет и педагогическим стажем от 3 месяцев до 3 лет. Все они женщины и работали в городских школах Энгельса (города-спутника Саратова).

Проблемы вхождения молодых учителей в профессию отражены в работах наших предшественников. Старение педагогического персонала школ, с точки зрения старшего поколения учителей, как установили В. Засыпкин и Г. Зборовский , является следствием низких пенсий, из-за которых они не желают уходить на заслуженный отдых. Для молодых учителей такое поведение старших коллег, поддерживаемое руководством школ, становится барьером в доступе к вакансии учителя, для преодоления которого становится актуальной, по мнению авторов, практика распределения выпускников вузов. Анализируя социальное положение учителя в России, Ф. Зиятдинова выделила три проблемы . Во-первых, низкая заработная плата, во-вторых, риски деформации в образовательном социуме, в-третьих, старение кадров и игнорирование школ выпускниками вузов. Для всех трех проблем, описанных Ф. Зиятдиновой, можно указать образовательную политику государства как единый источник их формирования.

Согласно данным исследования, проведенного Фондом общественного мнения в феврале 2010 г. в 44 регионах России (100 населенных пунктов, величина выборки 2000 респондентов), половина населения страны считает, что престиж профессии учителя низкий. При этом каждый третий респондент полагает, что уровень престижа снижается, и только каждый пятый считает, что он растет. Даже в этих негативных условиях абитуриенты педагогических специальностей вузов совершают, как правило, осознанный выбор.

Среди участников проведенной нами фокус-группы были и продолжатели семейных традиций, и люди, вдохновленные примером своих учителей, и прагматики, оценившие возможность гарантированного источника заработка в современных сложных условиях трудоустройства.

Символы взаимоотношений в педагогическом коллективе

При обсуждении интересующей нас темы на фокус-группе мы использовали различные подходы, в том числе в виде постановки вопросов на заданное сравнение, на основе ответов на которые было сформировано ассоциативное поле позиционирования коллективов. Один из вопросов формулировался таким образом: "С каким природным явлением вы можете сравнить учительский коллектив вашей школы и почему?". Анализируя ответы информантов, мы выделили три типа педагогических коллективов, которые условно назвали: "стихия", "солнце", "торнадо и штиль". Для первого типа - "стихия" - характерными чертами учителей являются эмоциональность, энергичность, инициатива. Метафоры, указанные информантами: шквалистый ливень, торнадо, ураган. В таких коллективах происходят бурное обсуждение вопросов, столкновение точек зрения учителей, отличающихся как по своему характеру, так и по методикам проведения уроков.

Второй тип - "солнце" - присущ тем коллективам, которые отличают комфортность, уют, "солнечная атмосфера" общения. Этот образ ассоциируется с опекой молодых учителей, отсутствием конфликтов в коллективе в целом.

Сочетание различных характеров и стилей поведения достигается в третьем типе коллективов, названном нами "торнадо и штиль". На одном полюсе активные, яркие, предприимчивые специалисты, а на другом полюсе тихие, спокойные, не выделяющиеся учителя, которым в своем большинстве "все равно".

Выявляя визуальные образы коллективов, нам удалось установить плюрализм взаимоотношений двух поколений, диапазон содержания которых варьируется от интеграции до дифференциации, граничащей с безразличием. С другой стороны, коллективы, в которых работают молодые педагоги, отличает низкий уровень конформности, и им приходится зачастую работать в профессиональном окружении с низким уровнем приспосабливаемости друг к другу, причем не только между поколениями, но и внутри "старой гвардии".

Словарь управления персоналом. Конформность (лат. conformis - подобный, соответствующий) - понятие социальной психологии, обозначающее присущую человеку тенденцию изменять свое поведение в зависимости от влияния других людей, с тем чтобы оно соответствовало мнению окружающих; податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Уровень (степень) конформности зависит от определенных переменных: ощущение группового престижа, степень неопределенности в принимаемых решениях и размер группы.

Еще один вектор оценок взаимоотношений в коллективах мы получили, задавая вопрос: "С какими животными вы ассоциируете молодых учителей и педагогический коллектив вашей школы?". Первая группа метафор, "ретрограды и новаторы", представлена сравнением старых учителей с неповоротливым слоном, а молодых педагогов с мелким юрким животным без четкой идентификации его образа, но с описанием его поведения как "везде всегда прыгает". Вторая группа метафор - "хищники и их жертвы". Если старшие учителя - это львы и питоны, то молодые - косули и мыши. Коннотации образа льва - царственность, власть, гордыня, благородство - приемлемы и для третьей группы метафор "мудрость и неопытность". К ней мы отнесли и литературный персонаж черепахи Тортиллы, и такие пары образов, как совы - птенчики, кошки - "слепые котята, которые носом тыкаются, тыкаются и не знают, куда им податься". Анализируя эти метафоры, можно сделать вывод, что молодые учителя осознают свою неопытность, понимают, что они еще слишком уязвимы и пока не обладают теми навыками и умениями, которые есть у опытных учителей.

Интерпретируя полученные результаты, мы обращаемся к понятию "скрытого знания" в антропологии профессий. Неформальным, неявным сторонам практик не обучают в вузе, и постигаются они либо путем передачи из уст в уста, либо накоплением личного профессионального опыта, рефлексией удач и провалов в работе. Такие неявные практики называют латентной повесткой дня, или скрытым учебным планом. Обладание этими знаниями отличает старых учителей от молодых.

Все названные информантами причины поддержки молодого учителя мы разделили на три группы в соответствии с различными сферами деятельности педагогов. В группу социальных причин мы включили необходимость формирования чувства социальной опоры, позволяющей развивать интерес к работе и желание продолжать профессиональную деятельность. Вторая группа педагогических причин источником своего формирования имеет разрыв между вузовской подготовкой и реальной школьной жизнью. На практике все значительно сложнее, необходимы как поддержка коллег и профессиональная переподготовка, так и личная способность постигать "скрытое знание" профессии. Источник третьей группы психологических причин - неготовность к общению с детьми и их родителями. Если развитие навыков работы с детьми входит в вузовскую программу подготовки учителей, то на практике педагоги понимают, что им приходится работать еще и с родителями, а это оказывается более сложным направлением деятельности и требует помощи со стороны психолога и других специалистов.

Несмотря на то что молодые учителя являются выпускниками вуза, имеют диплом о высшем образовании по своей специальности, страх начинать педагогическую деятельность очень силен. Одним из основных страхов является негативное восприятие молодых учителей детьми и их родителями. Участница фокус-группы привела личный пример, когда в течение первого периода работы в школе ее не воспринимали как взрослого человека, и даже вахтер при входе в школу требовала от нее "сменку", как от школьницы. Сильное беспокойство у наших информантов вызывали необходимость знакомства с большим количеством новых людей, обязанность встречаться с родителями на собраниях и при индивидуальных контактах. Сталкиваясь на работе с ситуациями, вызывающими страх, молодые учителя пытаются побороть его, изменяя личное отношение как к самим себе, так и к детям, развивая чувство любви к ним и желание донести до них знания.

Финансовая поддержка молодых учителей

Министерство образования и науки Российской Федерации в качестве меры повышения качества образования в сельской школе организовало конкурс среди выпускников вузов 2009 - 2010 учебного года на получение финансовой поддержки, объявив его в августе 2010 г. В Саратовской области для победителей конкурса было выделено восемь вакансий учителей, наградой для которых явилось дополнительное финансирование по 250 тыс. руб. в первый и во второй год работы при условии общей продолжительности работы в сельской школе на протяжении не менее пяти лет. Конкурс состоялся, восемь его победителей приступили к работе в школах Саратовской области. Правда, этот конкурс оказался "одноразовым", поскольку в 2011 г. продолжения конкурсной истории не последовало.

О мотивах отказа от участия в этом конкурсе рассказали педагоги, принявшие участие в фокус-группе. Нежелание жить в селе характерно как для выпускников, проживавших в городах до поступления в вуз, так и приехавших на учебу из сельской местности. Мотивация горожан вполне предсказуема, поэтому нам было интересно понять мотивацию выпускников школ, приехавших на учебу в город из села. Мы выяснили, во-первых, что за время учебы в городе и первых лет работы по специальности в городской школе у людей уже сформирован уклад жизни, который нет необходимости менять.

Во-вторых, людей отталкивает от села неблагоприятная социальная среда. Село превращается в опустевшие "дыры", в которых нет работы, народ спивается, а молодежь уезжает в город. В селе остаются одни старики, детей там очень мало, в классе бывает по одному человеку. Сельские дети вырываются на учебу в город не для того, чтобы вернуться назад для работы в сельской школе. Как правило, они не пойдут на этот шаг ни за какие 500 тыс. руб. В-третьих, согласных на переезд сдерживает от этого поступка невозможность найти работу на селе своим супругам. Молодым специалистам нет работы на селе, социальная база села отстает от социальных условий городской жизни, и поэтому молодежь с большой неохотой возвращается в деревню после окончания учебных заведений в городе.

Финансовая поддержка сельских учителей, осуществленная в качестве разовой государственной программы, явилась наиболее заметным явлением в образовательной политике, нацеленной на молодых учителей. В течение года во всех регионах России для городских учителей, а также для их сельских коллег проводятся конкурсы педагогов и образовательных учреждений, являющиеся практикой накопления трех форм капитала . Участники конкурсов совершают вложения в культурный капитал путем самосовершенствования, наполнения профессионального портфолио, реальной возможности назначения на руководящие должности в образовательном учреждении. Происходит накопление социального капитала, связанного с обладанием сетью отношений взаимного знакомства и признания. Участие в конкурсе дает молодым опору в форме репутации, поскольку дается общественная оценка, развиваются навыки работы в команде, педагоги могут реализовать свои возможности за пределами школы.

Экономический капитал напрямую легитимирован в денежных наградах за победу в конкурсах для образовательных учреждений, в то время как достижение личных экономических выгод не артикулируется. Более того, конкурс требует вложения материальных затрат со стороны учителей, что является барьером к участию. В отличие от культурного и социального капиталов накопление экономического капитала не является самоцелью для большинства принимающих участие в конкурсах педагогов. Для одних - из-за мало значимых наград, для других - из-за высоких эмоциональных барьеров (сложность победы и угрозы публичного фиаско из-за статуса аутсайдера соревнования), для третьих - в экономический капитал конвертируется приобретенный в конкурсе социальный или культурный капитал.

Таким образом, используя антропологический подход в социологии профессий, мы смогли выяснить, какие из предпринимаемых действий на государственном уровне и на микроуровне педагогических коллективов школ Саратовской области способствуют реальной поддержке молодых учителей при их вхождении в профессию.

Перед началом педагогической деятельности учителя испытывают страх перед работой, для преодоления которого необходима поддержка со стороны коллектива в трех направлениях: социальном, педагогическом и психологическом. Финансовая поддержка молодых учителей сельских школ, осуществленная в 2010 г. на уровне эксперимента, требует всесторонней оценки эффективности этой программы для принятия решения об использовании этих мер на постоянной основе.

Библиографический список

1. База данных ФОМ. Опрос населения "Престиж профессии учителя". 11.02.2010. [Электронный ресурс]. URL: bd. fom. ru/report/map/dominant/dom1005/d100515 (дата обращения - 17.01.2012).

2. Засыпкин В. П., Зборовский Г. Е. Модернизация педагогического образования // Социологические исследования. 2011. N 2.

3. Зиятдинова Ф. Г. Социальное положение учителей: ожидания и реалии // Социологические исследования. 2010. N 10.

4. Лелюхин С. В., Дегтярева Н. В. Конкурсы образовательных учреждений и педагогов как практика накопления трех форм капитала // Город в современном пространстве: культура, политика, экономика, право. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2011. С. 212 - 214.

С. Лелюхин

Поволжского института

им. П. А.Столыпина

(филиал РАНХиГС при Президенте РФ)

Институт образовательной аналитики (да, у нас имеется и такое госучреждение) провел масштабное репрезентативное исследование украинского учителя. Портрет получился в некоторых чертах заметно отличающимся от шаблонных, расхожих представлений.

Молодость — не значит современность

Одно из самых распространенных заблуждений — то, что молодой, не закосневший учитель станет предлагать вашему ребенку самые новые и современные подходы. Это, увы, не так.

Как показывает исследование, чем моложе учитель, тем реже он использует инновационные методы обучения. Среди тех, чей педагогический стаж до 5 лет, каждый пятый не применяет их вообще!

22,4% украинских педагогов никогда не приглашают в класс экспертов, представителей разных профессий или социальных групп.

Но вот молодые педагоги это не делают вообще никогда (статистика не учитывает, конечно, единичные исключения)!

Среди молодых специалистов (до 30 лет) — максимальное количество и тех, кто не использует в своей работе методические приемы, которые формируют в учениках навыки компетентности.

Но меняется ли школа вообще, становится ли современнее? Судите сами — пресловутая «работа с учебником» остается в арсенале 83,7% учителей.

42,9% процентов педагогов до сих пор уверены, что учитель должен «передать ученикам весь массив знаний, которым владеет».

Только 27,6% предлагают ученикам готовить проекты и столько же — презентации и демонстрации. Причем больше всего любят «работу с учебником» те, кому за 60.

Больше 60% учителей постоянно задают на уроках одинаковые, однотипные задания.

Только 2% отказались от такой практики и только 3,1% больше не применяют на уроках монологи-лекции.

Старшие классы — для старших педагогов

В Украине сложилась достаточно странная тенденция, которую сложно объяснить — чем моложе классы, тем моложе учителя. Если в начальной школе работает 38% педагогов возрастом до 30 лет, а в старших классах их всего 19%, то уже учителя, кому за 60, почти все преподают лишь в старшей школе.

Это важный вопрос — почему самые квалифицированные кадры (а формальная квалификация педагогов, как правило, напрямую зависит от опыта и возраста — те, кому за 60, практически все являются специалистами высшей категории) не идут работать в начальную школу?

Кстати, весьма неожиданный факт: почти треть самых юных, начинающих учителей с квалификацией «специалист» ищет и приглашает на работу сам работодатель. Это может говорить как о нехватке мотивированных кадров, так и о том, что хороший директор вынужден сам охотиться за хорошей молодежью.

Война за ставки — побеждают старики

В селе почти 40% учителей работают в учебном заведении свыше 25 лет. В городе таких 26%. Это говорит о том, что молодежи сложно найти работу там, где старшее поколение крепко держится за место. А последнее — причина того, что учителям в возрасте просто невозможно найти альтернативную работу в сельской местности, где параметры для маневра сильно ограничены.

Молодым же специалистам нелегко еще и потому, что им не дают возможность заработать — 7% учителей до 30 лет вынуждены работать на полставки, тогда как большинство педагогов в возрасте от 41 до 50 лет имеют больше, чем одну ставку.

Учителя старше 60 лет практически никогда не соглашаются работать меньше чем на полную ставку.

Поэтому показатель тех, кто имеет дополнительную занятость (50%), в возрастной группе учителей до 30 лет.

Бумажный дракон жив

Несмотря на то что Министерство образования твердит о снижении бюрократически-бумажного бремени, больше четверти учителей — 27,6% — вынуждены тратить свыше 6 часов в неделю на оформление школьной документации.

Примерно такое же количество педагогов тратит еще свыше 6 часов на написание поурочных планов.

46,9% учителей вынуждены готовиться к урокам и проверять тетради учеников дома.

Электронный журнал используют только 9,2% учителей, а электронные дневники есть только в 4,1% школ.

Проклятый компьютер

Только 21,1% украинских педагогов используют в обучении мультимедиа.

Интересна ситуация с компьютерными технологиями: даже в возрастной группе от 31 до 40 лет 4% учителей никогда не работают с компьютером. А в возрасте от 51 до 60 лет — уже 7%. В этой же последней группе 50% педагогов используют компьютер в обучении лишь иногда.

Самое любопытное, что собственный сайт чаще всего имеют педагоги в возрасте от 41 до 50 лет (45%). Среди молодых таких много меньше — лишь 29% (до 30 лет). Всего же в средних образовательных школах лишь 33% учителей имеют собственный сайт.

Подавляющее большинство горожан обновляет информацию на нем не чаще раза в неделю. А сельские учителя — не чаще раза в месяц. Причем самые активные в этом плане — учителя в возрасте от 41 до 50 лет — 23% обновляют сайт каждый день!

В результате только 4,5% учеников пользуются цифровыми образовательными технологиями.

Ничего не хочется

Только четверть педагогов принимают активное участие в инновационных процессах в школе.

64,3% предпочитают пассивно наблюдать за переменами.

При этом 8,2% считают, что никакие перемены и не нужны — в эту группу попадают все, кто старше 60 лет.

Самые активные преобразователи — учителя в возрасте от 51 до 60 лет — 43,3% стараются что-то перестроить.

Кроме учителей старшего поколения, самые пассивные — молодые. 85,7% из них следят за происходящим со стороны.

И что удивительно, больше половины (51%) учителей утверждают, что их устраивает работа в школе. Не устраивает она только 4,1% педагогов.

Причем меньше всего удовлетворены молодые!

error: Content is protected !!